Профессиональный стандарт Педагог

МИНИСТЕРСТВО
ФЕДЕРАЦИИ

ТРУДА И

СОЦИАЛЬНОЙ

ЗАЩИТЫ

РОССИЙСКОЙ

ПРИКАЗ
от 18 октября 2013 года N 544н
Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
(с изменениями на 5 августа 2016 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минтруда России от 5 августа 2016 года N 422н (Официальный
интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.08.2016, N
0001201608230049).
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и
применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года N 23 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст.293),
приказываю:
1.
Утвердить
прилагаемый профессиональный
стандарт
"Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
2. Установить, что профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" применяется
работодателями при формировании кадровой политики и в управлении
персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении
трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении
систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
____________________________________________________________________
Пункт 2 настоящего приказа применяется с 1 января 2017 года - приказ
Минтруда России от 25 декабря 2014 года N 1115н.
____________________________________________________________________
Министр
М.Топилин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
6 декабря 2013 года,
регистрационный N 30550

Профессиональный стандарт "Педагог

(педагогическая деятельность в сфере
дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)"
____________________________________________________________________
Настоящий профессиональный стандарт применяется работодателями
при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при
организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых
договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем
оплаты труда с 1 января 2017 года - см. пункт 2 настоящего приказа.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В Настоящий профессиональный стандарт с 3 сентября 2016 года
внесены изменения на основании приказа Минтруда России от 5 августа 2016
года N 422н..
____________________________________________________________________
Профессиональный стандарт
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель,
учитель)

1

Регистрационный
номер

I. Общие сведения

Дошкольное образование
Начальное общее образование
Основное общее образование
Среднее общее образование

(наименование
деятельности)

вида

01.001

профессиональной

Код

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным
программам
образовательными
организациями
(организациями,
осуществляющими обучение)

Группа занятий:

2320

Преподаватели
средней школе

в

3320

Персонал дошкольного
воспитания
и
образования

2340

Преподаватели
в
системе специального
образования

3330

Преподавательский
персонал специального
обучения

3310

Преподавательский
персонал
начального
образования

(код

(наименование)

(код
ОКЗ)

(наименование)

ОКЗ )
_______________

Общероссийский классификатор занятий.
Отнесение к видам экономической деятельности:

80.10.1.

Услуги в области дошкольного и начального общего
образования

80.21.1.

Услуги в области основного общего и среднего (полного)
общего образования

(код КВЭД )

(наименование вида экономической деятельности)

_______________
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

II. Описание трудовых функций, входящих в
профессиональный стандарт (функциональная карта
вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

код

наименование

А

Педагогическая
деятельность
проектированию

В

Трудовые функции

уровень
квалификации

наименование

код

уровень
(подуровень)
квалификации

6

Общепедагогическая
функция. Обучение

А/01.6

6

и
реализации
образовательного
процесса в
образовательных

Воспитательная
деятельность

А/02.6

6

организациях
дошкольного,
начального
общего,
основного
общего,
среднего
общего
образования

Развивающая
деятельность

А/03.6

6

В/01.5

5

Педагогическая
деятельность
по
реализации
программ начального
общего образования

В/02.6

6

Педагогическая
деятельность
по
реализации
программ основного
и среднего общего
образования

В/03.6

6

по

Педагогическая
деятельность
по
проектированию
и
реализации основных
общеобразовательных

программ

5-6

Педагогическая
деятельность
реализации
программ
дошкольного
образования

по

Модуль "Предметное
обучение.
Математика"

В/04.6

6

Модуль "Предметное
обучение. Русский
язык"

В/05.6

6

III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция

Наименование

Педагогическая
деятельность
по
проектированию
и
реализации
образовательного
процесса
в
образовательных
организациях
дошкольного,
начального общего,
основного
общего,
среднего
общего
образования

Происхождение
обобщенной

Оригинал

трудовой
функции

X

Код

А

Уровень
квалификации

6

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер
профессионального
стандарта

Возможные
наименования
должностей

Требования
образованию
обучению

Учитель,
Воспитатель

к
и

Учитель: высшее образование или среднее
профессиональное
образование
в
рамках
укрупненных групп
направлений
подготовки
высшего образования и специальностей среднего
профессионального образования "Образование и
педагогические
науки"
или
в
области,
соответствующей преподаваемому предмету, либо
высшее
образование
или
среднее
профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению
деятельности в образовательной организации;
Воспитатель: высшее образование или среднее
профессиональное
образование
в
рамках
укрупненных групп
направлений
подготовки
высшего образования и специальностей среднего
профессионального образования "Образование и
педагогические науки" либо высшее образование
или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование
по направлению деятельности в образовательной
организации

Требования к опыту
практической
работы

Требования к опыту практической работы не
предъявляются

Особые
условия
допуска к работе

К педагогической деятельности не допускаются
лица: лишенные права заниматься педагогической
деятельностью в соответствии с вступившим в
законную силу приговором суда; имеющие или
имевшие судимость за преступления, состав и
виды которых установлены законодательством
Российской
Федерации;
признанные
недееспособными в установленном федеральным
законом
порядке;
имеющие
заболевания,
предусмотренные установленным перечнем

Дополнительные характеристики

Наименование
документа

Код

Наименование
базовой
группы,
должности
(профессии)
или
специальности

ОКЗ

2320

Преподаватели в средней школе

2340

Преподаватели
в
специального образования

3310

Преподавательский
начального образования

3320

Персонал дошкольного воспитания и
образования

3330

Преподавательский
специального обучения

-

Учитель
Воспитатель

050000

Образование и педагогика

ЕКС

ОКСО

системе

персонал

персонал

_______________
Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года N 761н "Об
утверждении
Единого
квалификационного
справочника
должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные
характеристики должностей работников образования" (зарегистрировано в
Минюсте России 6 октября 2010 года N 18638).
Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
3.1.1. Трудовая функция

Наименование

Общепедагогическая
функция. Обучение

Код

А/01.6

Уровень
(подуровень)
квалификации

6

Происхождение
трудовой
функции

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер
профессионального
стандарта

Трудовые
действия

Разработка и реализация программ учебных
дисциплин в рамках основной общеобразовательной
программы

Осуществление профессиональной деятельности в
соответствии
с
требованиями федеральных
государственных
образовательных
стандартов
дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования

Участие в разработке и реализации программы
развития образовательной организации в целях
создания
безопасной
и
комфортной
образовательной среды

Планирование и проведение учебных занятий

Систематический анализ эффективности учебных
занятий и подходов к обучению

Организация, осуществление контроля и оценки
учебных
достижений,
текущих
и
итоговых
результатов освоения основной образовательной
программы обучающимися

Формирование универсальных учебных действий

Формирование
навыков,
связанных
с
информационно-коммуникационными технологиями
(далее - ИКТ)

Формирование мотивации к обучению

Объективная оценка знаний обучающихся на основе
тестирования и других методов контроля в
соответствии
с
реальными
учебными
возможностями детей

Необходимые
умения

Владеть формами и методами обучения, в том числе
выходящими за рамки учебных занятий: проектная
деятельность,
лабораторные
эксперименты,
полевая практика и т.п.

Объективно оценивать знания обучающихся на
основе тестирования и других методов контроля в
соответствии
с
реальными
учебными
возможностями детей

Разрабатывать
(осваивать)
и
применять
современные психолого-педагогические технологии,
основанные на знании законов развития личности и
поведения в реальной и виртуальной среде

Использовать
и
апробировать
специальные
подходы к обучению в целях включения в
образовательный процесс всех обучающихся, в том
числе с особыми потребностями в образовании:
обучающихся,
проявивших
выдающиеся
способности; обучающихся, для которых русский
язык не является родным; обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья

Владеть ИКТ-компетентностями:

общепользовательская ИКТ-компетентность;
общепедагогическая ИКТ-компетентность;
предметно-педагогическая
ИКТ-компетентность
(отражающая
профессиональную
ИКТкомпетентность
соответствующей
области
человеческой деятельности)

Организовывать различные виды внеурочной
деятельности: игровую, учебно-исследовательскую,
художественно-продуктивную, культурно-досуговую
с
учетом
возможностей
образовательной
организации, места жительства и историкокультурного своеобразия региона

Необходимые
знания

Преподаваемый предмет в пределах требований
федеральных государственных образовательных
стандартов и основной общеобразовательной
программы, его истории и места в мировой культуре
и науке

История, теория, закономерности и принципы
построения и функционирования образовательных
систем, роль и место образования в жизни личности
и общества

Основные закономерности возрастного развития,
стадии и кризисы развития, социализация личности,
индикаторы
индивидуальных
особенностей
траекторий жизни, их возможные девиации, а также
основы их психодиагностики

Основы
психодидактики,
образования,
закономерностей
социальных сетях

поликультурного
поведения
в

Пути достижения образовательных результатов и
способы оценки результатов обучения

Основы
методики
преподавания,
основные
принципы деятельностного подхода, виды и приемы
современных педагогических технологий

Рабочая программа
данному предмету

и

методика

обучения

по

Приоритетные
направления
развития
образовательной системы Российской Федерации,
законов и иных нормативных правовых актов,
регламентирующих образовательную деятельность в
Российской Федерации, нормативных документов по
вопросам обучения и воспитания детей и молодежи,
федеральных государственных образовательных
стандартов дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования,
законодательства о правах ребенка, трудового
законодательства

Нормативные документы по вопросам обучения и
воспитания детей и молодежи

Конвенция о правах ребенка

Трудовое законодательство

Другие
характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических
норм, требований профессиональной этики

3.1.2. Трудовая функция

Наименование

Происхождение
трудовой
функции

Воспитательная
деятельность

Оригинал

X

Код

А/02.6

Уровень
(подуровень)
квалификации

6

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер
профессионального
стандарта

Трудовые действия

Регулирование поведения обучающихся для
обеспечения безопасной образовательной среды

Реализация
современных,
в
том
числе
интерактивных, форм и методов воспитательной
работы, используя их как на занятии, так и во
внеурочной деятельности

Постановка
воспитательных
целей,
способствующих
развитию
обучающихся,
независимо от их способностей и характера

Определение и принятие четких правил поведения
обучающимися в соответствии с уставом
образовательной организации и правилами
внутреннего
распорядка
образовательной
организации

Проектирование и реализация воспитательных
программ

Реализация
воспитательных
возможностей
различных видов деятельности ребенка (учебной,
игровой, трудовой, спортивной, художественной и
т.д.)

Проектирование
ситуаций
и
событий,
развивающих эмоционально-ценностную сферу
ребенка (культуру переживаний и ценностные
ориентации ребенка)

Помощь и поддержка в организации деятельности
ученических органов самоуправления

Создание, поддержание уклада, атмосферы и
традиций жизни образовательной организации

Развитие
у
обучающихся
познавательной
активности,
самостоятельности,
инициативы,
творческих
способностей,
формирование
гражданской позиции, способности к труду и жизни
в условиях современного мира, формирование у
обучающихся культуры здорового и безопасного
образа жизни

Формирование
толерантности
и
навыков
поведения в изменяющейся поликультурной среде

Использование конструктивных воспитательных
усилий родителей (законных представителей)
обучающихся, помощь семье в решении вопросов
воспитания ребенка

Необходимые
умения

Строить воспитательную деятельность с учетом
культурных различий детей, половозрастных и
индивидуальных особенностей

Общаться с детьми, признавать их достоинство,
понимая и принимая их

Создавать в учебных группах (классе, кружке,
секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые
общности обучающихся, их родителей (законных
представителей) и педагогических работников

Управлять
учебными
группами
с
целью
вовлечения обучающихся в процесс обучения и
воспитания, мотивируя их учебно-познавательную
деятельность

Анализировать реальное состояние дел в учебной
группе, поддерживать в детском коллективе
деловую, дружелюбную атмосферу

Защищать достоинство и интересы обучающихся,
помогать детям, оказавшимся в конфликтной
ситуации и/или неблагоприятных условиях

Находить ценностный аспект учебного знания и
информации обеспечивать его понимание и
переживание обучающимися

Владеть
методами
организации
походов и экспедиций и т.п.

экскурсий,

Сотрудничать
с
другими
педагогическими
работниками и другими специалистами в решении
воспитательных задач

Необходимые
знания

Основы законодательства о правах ребенка,
законы в сфере образования и федеральные
государственные образовательные стандарты
общего образования

История, теория, закономерности и принципы
построения и функционирования образовательных
(педагогических)
систем,
роль
и
место
образования в жизни личности и общества

Основы
психодидактики,
поликультурного
образования, закономерностей поведения в
социальных сетях

Основные закономерности возрастного развития,
стадии и кризисы развития и социализации
личности,
индикаторы
и
индивидуальные
особенности траекторий жизни и их возможные
девиации, приемы их диагностики

Научное
представление
о
результатах
образования, путях их достижения и способах
оценки

Основы
методики воспитательной работы,
основные принципы деятельностного подхода,
виды и приемы современных педагогических
технологий

Нормативные
правовые,
руководящие
и
инструктивные
документы,
регулирующие
организацию и проведение мероприятий за
пределами
территории
образовательной
организации (экскурсий, походов и экспедиций)

Другие
характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических
норм, требований профессиональной этики

3.1.3. Трудовая функция

Наименование

Развивающая
деятельность

Происхождение
трудовой
функции

Оригинал

X

Код

А/03.6

Уровень
(подуровень)
квалификации

6

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер
профессионального
стандарта

Трудовые действия

Выявление в ходе наблюдения поведенческих и
личностных проблем обучающихся, связанных с
особенностями их развития

Оценка
параметров
и
проектирование
психологически
безопасной
и
комфортной
образовательной среды, разработка программ
профилактики различных форм насилия в школе

Применение
инструментария
и
методов
диагностики и оценки показателей уровня и
динамики развития ребенка

Освоение
и
применение
психологопедагогических технологий (в том числе
инклюзивных), необходимых для адресной
работы с различными контингентами учащихся:
одаренные дети, социально уязвимые дети,
дети, попавшие в трудные жизненные ситуации,
дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми
образовательными потребностями (аутисты,
дети с синдромом дефицита внимания и
гиперактивностью и др.), дети с ограниченными
возможностями здоровья, дети с девиациями
поведения, дети с зависимостью

Оказание адресной помощи обучающимся

Взаимодействие с другими специалистами в
рамках
психолого-медико-педагогического
консилиума

Разработка
(совместно
с
другими
специалистами) и реализация совместно с
родителями
(законными
представителями)
программ индивидуального развития ребенка

Освоение
и
адекватное
применение
специальных
технологий
и
методов,
позволяющих
проводить
коррекционноразвивающую работу

Развитие у обучающихся
познавательной
активности, самостоятельности, инициативы,
творческих
способностей,
формирование
гражданской позиции, способности к труду и
жизни
в
условиях
современного
мира,
формирование
у
обучающихся
культуры
здорового и безопасного образа жизни

Формирование и реализация программ развития
универсальных учебных действий, образцов и
ценностей социального поведения, навыков
поведения в мире виртуальной реальности и
социальных сетях, формирование толерантности
и позитивных образцов поликультурного общения

Формирование системы регуляции поведения и
деятельности обучающихся

Необходимые умения

Владеть профессиональной установкой на
оказание
помощи
любому
ребенку
вне
зависимости
от
его
реальных
учебных
возможностей, особенностей в поведении,
состояния психического и физического здоровья

Использовать в практике своей работы
психологические
подходы:
культурноисторический, деятельностный и развивающий

Осуществлять (совместно с психологом и
другими
специалистами)
психологопедагогическое
сопровождение
основных
общеобразовательных программ

Понимать
документацию
специалистов
(психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)

Составить (совместно с психологом и другими
специалистами)
психолого-педагогическую
характеристику
(портрет)
личности
обучающегося

Разрабатывать
и
реализовывать
индивидуальные образовательные маршруты,
индивидуальные
программы
развития
и
индивидуально-ориентированные
образовательные
программы
с
учетом
личностных
и
возрастных
особенностей
обучающихся

Владеть
стандартизированными
методами
психодиагностики личностных характеристик и
возрастных особенностей обучающихся

Оценивать
образовательные
результаты:
формируемые
в
преподаваемом
предмете
предметные и метапредметные компетенции, а
также осуществлять (совместно с психологом)
мониторинг личностных характеристик

Формировать детско-взрослые сообщества

Необходимые
знания

Педагогические
закономерности
образовательного процесса

организации

Законы
развития
личности
и
проявления
личностных свойств, психологические законы
периодизации и кризисов развития

Теория
и
технологии
особенностей обучающихся

учета

возрастных

Закономерности формирования детско-взрослых
сообществ,
их
социально-психологических
особенности и закономерности развития детских и
подростковых сообществ

Основные закономерности семейных отношений,
позволяющие
эффективно
работать
с
родительской общественностью

Основы психодиагностики и основные признаки
отклонения в развитии детей

Социально-психологические
закономерности
развития
сообществ

Другие
характеристики

особенности
и
детско-взрослых

Соблюдение правовых, нравственных и этических
норм, требований профессиональной этики

3.2. Обобщенная трудовая функция

Наименование

Происхождение
обобщенной
трудовой
функции

Педагогическая
деятельность
по
проектированию
и
реализации основных
общеобразовательных
программ

Оригинал

X

Код

В

Уровень
квалификации

56

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер
профессионального
стандарта

Возможные
наименования
должностей

Требования
образованию
обучению

Учитель, Воспитатель

к
и

Учитель: высшее образование или среднее
профессиональное
образование
в
рамках
укрупненных групп
направлений
подготовки
высшего образования и специальностей среднего
профессионального образования "Образование и
педагогические
науки"
или
в
области,
соответствующей преподаваемому предмету, либо
высшее
образование
или
среднее
профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению
деятельности в образовательной организации;
Воспитатель: высшее образование или среднее
профессиональное
образование
в
рамках
укрупненных групп
направлений
подготовки
высшего образования и специальностей среднего
профессионального образования "Образование и
педагогические науки" либо высшее образование
или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование
по направлению деятельности в образовательной
организации

Требования к опыту
практической
работы

Требования к опыту практической работы не
предъявляются

Особые
условия
допуска к работе

К педагогической деятельности не допускаются
лица: лишенные права заниматься педагогической
деятельностью в соответствии с вступившим в
законную силу приговором суда; имеющие или
имевшие судимость за преступления, состав и
виды которых установлены законодательством
Российской
Федерации;
признанные
недееспособными в установленном федеральным
законом
порядке;
имеющие
заболевания,
предусмотренные установленным перечнем

Дополнительные характеристики

Наименование
документа

Код

Наименование
должности
специальности

базовой
(профессии)

группы,
или

ОКЗ

2320

Преподаватели в средней школе

2340

Преподаватели в системе специального
образования

3310

Преподавательский персонал начального
образования

3320

Персонал дошкольного
образования

3330

Преподавательский
специального обучения

ЕКС

-

Учитель
Воспитатель

ОКСО

050000

Образование и педагогика

воспитания

и

персонал

3.2.1. Трудовая функция

Наименование

Педагогическая
деятельность по
реализации
программ
дошкольного
образования

Код

В/01.5

Уровень
(подуровень)
квалификации

5

Происхождение
трудовой
функции

Оригинал

Х

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер
профессионального
стандарта

Трудовые действия

Участие
в
разработке
основной
общеобразовательной программы образовательной
организации в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом
дошкольного образования

Участие в создании безопасной и психологически
комфортной
образовательной
среды
образовательной организации через обеспечение
безопасности
жизни
детей,
поддержание
эмоционального благополучия ребенка в период
пребывания в образовательной организации

Планирование и реализация образовательной
работы в группе детей раннего и/или дошкольного
возраста в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами
и основными образовательными программами

Организация
и
проведение
мониторинга освоения

педагогического

детьми образовательной программы и анализ
образовательной работы в группе детей раннего
и/или дошкольного возраста

Участие в
планировании и корректировке
образовательных задач (совместно с психологом и
другими
специалистами)
по
результатам
мониторинга
с
учетом
индивидуальных
особенностей развития каждого ребенка раннего
и/или дошкольного возраста

Реализация
педагогических
рекомендаций
специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и
др.) в работе с детьми, испытывающими трудности
в освоении программы, а также с детьми с особыми
образовательными потребностями

Развитие профессионально значимых компетенций,
необходимых для решения образовательных задач
развития детей раннего и дошкольного возраста с
учетом
особенностей
возрастных
и
индивидуальных особенностей их развития

Формирование психологической
школьному обучению

готовности

к

Создание позитивного психологического климата в
группе и условий для доброжелательных отношений
между детьми, в том числе принадлежащими к
разным национально-культурным, религиозным
общностям и социальным слоям, а также с
различными (в том числе ограниченными)
возможностями здоровья

Организация видов деятельности, осуществляемых
в раннем и дошкольном возрасте: предметной,
познавательно-исследовательской, игры (ролевой,
режиссерской,
с
правилом),
продуктивной;
конструирования, создания широких возможностей
для развития свободной игры детей, в том числе
обеспечение игрового времени и пространства

Организация
конструктивного
взаимодействия
детей в разных видах деятельности, создание
условий
для
свободного
выбора
детьми
деятельности,
участников
совместной
деятельности, материалов

Активное использование недирективной помощи и
поддержка
детской
инициативы
и
самостоятельности в разных видах деятельности

Организация образовательного процесса на основе
непосредственного общения с каждым ребенком с
учетом его особых образовательных потребностей

Необходимые
умения

Организовывать
виды
деятельности,
осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте:
предметная,
познавательно-исследовательская,
игра (ролевая, режиссерская, с правилом),
продуктивная; конструирование, создания широких
возможностей для развития свободной игры детей,
в том числе обеспечения игрового времени и
пространства

Применять методы физического, познавательного и
личностного развития детей раннего и дошкольного
возраста в соответствии с образовательной
программой организации

Использовать методы и средства анализа
психолого-педагогического
мониторинга,
позволяющие оценить результаты освоения детьми
образовательных
программ,
степень
сформированности у них качеств, необходимых для
дальнейшего обучения и развития на следующих
уровнях обучения

Владеть
всеми
видами
развивающих
деятельностей
дошкольника
(игровой,
продуктивной, познавательно-исследовательской)

Выстраивать партнерское взаимодействие с
родителями (законными представителями) детей
раннего и дошкольного возраста для решения
образовательных задач, использовать методы и
средства
для
их
психолого-педагогического
просвещения

Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и
достаточными для планирования, реализации и
оценки образовательной работы с детьми раннего
и дошкольного возраста

Необходимые
знания

Специфика
дошкольного
образования
и
особенностей организации работы с детьми
раннего и дошкольного возраста

Основные психологические подходы: культурноисторический, деятельностный и личностный;
основы
дошкольной
педагогики,
включая
классические системы дошкольного воспитания

Общие закономерности развития ребенка в раннем
и дошкольном возрасте

Особенности становления и развития детских
деятельностей в раннем и дошкольном возрасте

Основы теории физического, познавательного и
личностного развития детей раннего и дошкольного
возраста

Современные тенденции развития дошкольного
образования

Другие
характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических
норм, требований профессиональной этики

3.2.2. Трудовая функция

Наименование

Происхождение
трудовой
функции

Педагогическая
деятельность по
реализации
программ
начального
общего
образования

Оригинал

Х

Код

В/02.6

Уровень
(подуровень)
квалификации

6

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер
профессионального
стандарта

Трудовые действия

Проектирование образовательного процесса на
о с н о в е федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего
образования с учетом особенностей социальной
ситуации развития первоклассника в связи с
переходом ведущей деятельности от игровой к
учебной

Формирование у детей социальной позиции
обучающихся на всем протяжении обучения в
начальной школе

Формирование метапредметных компетенций,
умения учиться и универсальных учебных
действий до уровня, необходимого для освоения
образовательных программ основного общего
образования

Объективная оценка успехов и возможностей
обучающихся
с
учетом
неравномерности
индивидуального психического развития детей
младшего
школьного
возраста,
а
также
своеобразия
динамики
развития
учебной
деятельности мальчиков и девочек

Организация учебного процесса с учетом
своеобразия социальной ситуации развития
первоклассника

Корректировка учебной деятельности исходя из
данных
мониторинга
образовательных
результатов
с
учетом
неравномерности
индивидуального психического развития детей
младшего школьного возраста (в том числе в силу
различий в возрасте, условий дошкольного
обучения и воспитания), а также своеобразия
динамики развития мальчиков и девочек

Проведение в четвертом классе начальной школы
(во взаимодействии с психологом) мероприятий по
профилактике возможных трудностей адаптации
детей к учебно-воспитательному процессу в
основной школе

Необходимые
умения

Реагировать на непосредственные по форме
обращения детей к учителю и распознавать за
ними серьезные личные проблемы

Ставить различные виды учебных задач (учебнопознавательных, учебно-практических, учебноигровых) и организовывать их решение (в
индивидуальной или групповой форме) в
соответствии с уровнем познавательного и
личностного развития детей младшего возраста,
сохраняя при этом баланс предметной и
метапредметной составляющей их содержания

Во взаимодействии с родителями (законными
представителями),
другими
педагогическими
работниками и психологами проектировать и
корректировать индивидуальную образовательную
траекторию обучающегося в соответствии с
задачами
достижения
всех
видов
образовательных
результатов
(предметных,
метапредметных и личностных), выходящими за
рамки программы начального общего образования

Необходимые
знания

Основные и актуальные для современной
системы
образования
теории
обучения,
воспитания и развития детей младшего школьного
возрастов

Федеральные государственные образовательные
стандарты и содержание примерных основных
образовательных программ

Дидактические основы, используемые в учебновоспитательном
процессе
образовательных
технологий

Существо
заложенных
в
содержании
используемых в начальной школе учебных задач
обобщенных способов деятельности и системы
знаний
о
природе,
обществе,
человеке,
технологиях

Другие
характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических
норм, требований профессиональной этики

3.2.3. Трудовая функция

Наименование

Происхождение
трудовой
функции

Педагогическая
деятельность по
реализации
программ
основного
и
среднего общего
образования

Оригинал

Х

Код

В/03.6

Уровень
(подуровень)
квалификации

6

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер
профессионального
стандарта

Трудовые действия

Формирование общекультурных компетенций и
понимания места предмета в общей картине мира

Определение на основе анализа учебной
деятельности обучающегося оптимальных (в том
или ином предметном образовательном контексте)
способов его обучения и развития

Определение совместно с обучающимся, его
родителями
(законными
представителями),
другими участниками образовательного процесса
(педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и
т.д.) зоны его ближайшего развития, разработка и
реализация (при необходимости) индивидуального
образовательного маршрута и индивидуальной
программы развития обучающихся

Планирование
специализированного
образовательного процесса для группы, класса
и/или отдельных контингентов обучающихся с
выдающимися способностями и/или особыми
образовательными потребностями на основе
имеющихся типовых программ и собственных
разработок
с
учетом специфики состава
обучающихся,
уточнение
и
модификация
планирования

Применение специальных языковых программ (в
том числе русского как иностранного), программ
повышения языковой культуры, и развития
навыков поликультурного общения

Совместное
с
учащимися
использование
иноязычных
источников
информации,
инструментов перевода, произношения

Организация олимпиад, конференций, турниров
математических и лингвистических игр в школе и
др.

Необходимые
умения

Применять
современные
образовательные
технологии, включая информационные, а также
цифровые образовательные ресурсы

Проводить учебные занятия, опираясь на
достижения
в
области
педагогической
и
психологической наук, возрастной физиологии и
школьной
гигиены,
а
также
современных
информационных технологий и методик обучения

Планировать и осуществлять учебный процесс в
соответствии с основной общеобразовательной
программой

Разрабатывать рабочую программу по предмету,
курсу
на
основе
примерных
основных
общеобразовательных программ и обеспечивать
ее выполнение

Организовать самостоятельную деятельность
обучающихся, в том числе исследовательскую

Разрабатывать и реализовывать проблемное
обучение, осуществлять связь обучения по
предмету (курсу, программе) с практикой,
обсуждать с обучающимися актуальные события
современности

Осуществлять
контрольно-оценочную
деятельность в образовательном процессе

Использовать современные способы оценивания
в условиях информационно-коммуникационных
технологий
(ведение
электронных
форм
документации, в том числе электронного журнала и
дневников обучающихся)

Использовать разнообразные формы, приемы,
методы и средства обучения, в том числе по
индивидуальным учебным планам, ускоренным
курсам в рамках федеральных государственных
образовательных стандартов основного общего
образования и среднего общего образования

Владеть основами работы с
редакторами,
электронными
электронной
почтой
и
мультимедийным оборудованием

текстовыми
таблицами,
браузерами,

Владеть методами убеждения, аргументации своей
позиции

Устанавливать контакты с обучающимися разного
возраста
и
их
родителями
(законными
представителями), другими педагогическими и
иными работниками

Владеть
технологиями
конфликтных ситуаций,
разрешения

Необходимые
знания

диагностики
причин
их профилактики и

Основы общетеоретических дисциплин в объеме,
необходимых для решения педагогических, научнометодических и организационно-управленческих
задач
(педагогика,
психология,
возрастная
физиология;
школьная
гигиена;
методика
преподавания предмета)

Программы
предмету

и

учебники

по

преподаваемому

Теория и методы управления образовательными
системами, методика учебной и воспитательной
работы, требования к оснащению и оборудованию
учебных кабинетов и подсобных помещений к ним,
средства
обучения
и
их
дидактические
возможности

Современные
педагогические
технологии
реализации компетентностного подхода с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся

Методы
и
технологии
поликультурного,
дифференцированного и развивающего обучения

Основы экологии, экономики, социологии

Правила внутреннего распорядка

Правила по охране труда и требования
безопасности образовательной среды

к

Соблюдение правовых, нравственных и этических
норм, требований профессиональной этики

Другие
характеристики

3.2.4. Трудовая функция

Наименование

Модуль
"Предметное
обучение.
Математика"

Происхождение
трудовой
функции

Оригинал

Код

Х

В/04.6

Уровень
(подуровень)
квалификации

6

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер
профессионального
стандарта

Трудовые действия

Формирование
способности
к
логическому
рассуждению и коммуникации, установки на
использование этой способности, на ее ценность

Формирование способности к постижению основ
математических моделей реального объекта или
процесса,
готовности
к
применению
моделирования для построения объектов и
процессов, определения или предсказания их
свойств

Формирование конкретных знаний, умений
навыков в области математики и информатики

и

Формирование внутренней (мысленной) модели
математической
ситуации
(включая
пространственный образ)

Формирование у обучающихся умения проверять
математическое
доказательство,
приводить
опровергающий пример

Формирование у обучающихся умения выделять
подзадачи в задаче, перебирать возможные
варианты объектов и действий

Формирование
у
обучающихся
умения
пользоваться заданной математической моделью,
в
частности,
формулой,
геометрической
конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный
результат
моделирования
(например
вычисления)

Формирование материальной и информационной
образовательной среды, содействующей развитию
математических способностей каждого ребенка и
реализующей принципы современной педагогики

Формирование у обучающихся умения применять
средства
информационно-коммуникационных
технологий в решении задачи там, где это
эффективно

Формирование
способности
преодолевать
интеллектуальные
трудности,
решать
принципиально новые задачи, проявлять уважение
к интеллектуальному труду и его результатам

Сотрудничество с другими учителями математики
и информатики, физики, экономики, языков и др.

Развитие
инициативы
использованию математики

обучающихся

по

Профессиональное использование элементов
информационной образовательной среды с учетом
возможностей применения новых элементов такой
среды,
отсутствующих
в
конкретной
образовательной организации

Использование
в
работе
с
детьми
информационных ресурсов, в том числе ресурсов
дистанционного обучения, помощь детям в
освоении и самостоятельном использовании этих
ресурсов

Содействие в подготовке обучающихся к участию
в
математических
олимпиадах,
конкурсах,
исследовательских проектах, интеллектуальных
марафонах, шахматных турнирах и ученических
конференциях

Формирование и поддержание высокой мотивации
и развитие способности обучающихся к занятиям
математикой, предоставление им подходящих
заданий, ведение кружков, факультативных и
элективных курсов для желающих и эффективно
работающих в них обучающихся

Предоставление информации о дополнительном
образовании, возможности углубленного изучения
математики в других образовательных и иных
организациях, в том числе с применением
дистанционных образовательных технологий

Консультирование обучающихся
профессий
и
специальностей,
необходимы знания математики

по выбору
где
особо

Содействие формированию у обучающихся
позитивных
эмоций
от
математической
деятельности, в том числе от нахождения ошибки
в своих построениях как источника улучшения и
нового понимания

Выявление
совместно
с
обучающимися
недостоверных и малоправдоподобных данных

Формирование позитивного отношения со стороны
всех
обучающихся
к
интеллектуальным
достижениям одноклассников независимо от
абсолютного уровня этого достижения

Формирование представлений обучающихся о
полезности знаний математики вне зависимости от
избранной профессии или специальности

Ведение диалога с обучающимся или группой
обучающихся в процессе решения задачи,
выявление сомнительных мест, подтверждение
правильности решения

Необходимые
умения

Совместно с обучающимися строить логические
рассуждения (например, решение задачи) в
математических и иных контекстах, понимать
рассуждение обучающихся

Анализировать
предлагаемое
обучающимся
рассуждение с результатом: подтверждение его
правильности или нахождение ошибки и анализ
причин ее возникновения; помощь обучающимся в
самостоятельной
локализации
ошибки,
ее
исправлении; оказание помощи в улучшении
(обобщении, сокращении, более ясном изложении)
рассуждения

Формировать у обучающихся убеждение в
абсолютности
математической
истины
и
математического доказательства, предотвращать
формирование модели поверхностной имитации
действий, ведущих к успеху, без ясного понимания
смысла; поощрять выбор различных путей в
решении поставленной задачи

Решать
задачи
элементарной
математики
соответствующей ступени образования, в том
числе те новые, которые возникают в ходе работы
с обучающимися, задачи олимпиад (включая
новые задачи регионального этапа всероссийской
олимпиады)

Совместно с обучающимися применять методы и
приемы понимания математического текста, его
анализа,
структуризации,
реорганизации,
трансформации

Совместно с обучающимися проводить анализ
учебных и жизненных ситуаций, в которых можно
применить
математический
аппарат
и
математические
инструменты
(например,
динамические
таблицы),
то
же
для
идеализированных
(задачных)
ситуаций,
описанных текстом

Совместно с обучающимися создавать и
использовать
наглядные
представления
математических объектов и процессов, рисуя
наброски от руки на бумаге и классной доске, с
помощью компьютерных инструментов на экране,
строя объемные модели вручную и на компьютере
(с помощью 3D-принтера)

Организовывать исследования - эксперимент,
обнаружение закономерностей, доказательство в
частных и общем случаях

Проводить различия между точным и (или)
приближенным математическим доказательством,
в
частности,
компьютерной
оценкой,
приближенным измерением, вычислением и др.

Поддерживать баланс между самостоятельным
открытием, узнаванием нового и технической
тренировкой,
исходя
из
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
каждого
обучающегося, характера осваиваемого материала

Владеть
основными
математическими
компьютерными инструментами:
визуализации данных, зависимостей, отношений,
процессов, геометрических объектов;
вычислений - численных и символьных;
обработки данных (статистики);
экспериментальных лабораторий (вероятность,
информатика)

Квалифицированно
текст

набирать

математический

Использовать
информационные
источники,
следить за последними открытиями в области
математики и знакомить с ними обучающихся

Обеспечивать
помощь
обучающимся,
не
освоившим необходимый материал (из всего курса
математики), в форме предложения специальных
заданий, индивидуальных консультаций (в том
числе дистанционных); осуществлять пошаговый
контроль выполнения соответствующих заданий,
при необходимости прибегая к помощи других
педагогических работников, в частности тьюторов

Обеспечивать коммуникативную и учебную
"включенности" всех учащихся в образовательный
процесс (в частности, понимание формулировки
задания, основной терминологии, общего смысла
идущего в классе обсуждения)

Работать
с
родителями
(законными
представителями), местным сообществом по
проблематике математической культуры

Необходимые
знания

Основы математической теории и перспективных
направлений развития современной математики

Представление о широком спектре приложений
математики и знание доступных обучающимся
математических элементов этих приложений

Теория и методика преподавания математики

Специальные подходы и источники информации
для обучения математике детей, для которых
русский язык не является родным и ограниченно
используется в семье и ближайшем окружении

Другие
характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических
норм, требований профессиональной этики

3.2.5. Трудовая функция

Наименование

Модуль
"Предметное
обучение.
Русский язык"

Происхождение
трудовой
функции

Оригинал

Х

Код

В/05.6

Уровень
(подуровень)
квалификации

6

Заимствовано
из оригинала

Код
оригинала

Регистрационный
номер
профессионального
стандарта

Трудовые действия

Обучение методам понимания сообщения: анализ,
структуризация, реорганизация, трансформация,
сопоставление
с
другими
сообщениями,
выявление необходимой для анализирующего
информации

Осуществление совместно с обучающимися
поиска и обсуждения изменений в языковой
реальности и реакции на них социума,
формирование
у
обучающихся
"чувства
меняющегося языка"

Использование совместно с обучающимися
источников языковой информации для решения
практических или познавательных задач, в
частности,
этимологической
информации,
подчеркивая отличия научного метода изучения
языка от так называемого "бытового" подхода
("народной лингвистики")

Формирование
культуры
диалога
через
организацию устных и письменных дискуссий по
проблемам, требующим принятия решений и
разрешения конфликтных ситуаций

Организация
публичных
выступлений
обучающихся, поощрение их участия в дебатах на
школьных конференциях и других форумах,
включая
интернет-форумы
и
интернетконференции

Формирование
установки
обучающихся
на
коммуникацию в максимально широком контексте,
в том числе в гипермедиа-формате

Стимулирование сообщений обучающихся о
событии или объекте (рассказ о поездке, событии
семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их
структуру,
используемые
языковые
и
изобразительные средства

Обсуждение с обучающимися образцов лучших
произведений художественной и научной прозы,
журналистики, рекламы и т.п.

Поощрение индивидуального и коллективного
литературного творчества обучающихся

Поощрение участия обучающихся в театральных
постановках, стимулирование создания ими
анимационных и других видеопродуктов

Моделирование
видов
профессиональной
деятельности,
где
коммуникативная
компетентность является основным качеством
работника, включая в нее заинтересованных
обучающихся
(издание
школьной
газеты,
художественного
или
научного
альманаха,
организация школьного радио и телевидения,
разработка сценария театральной постановки или
видеофильма и т.д.)

Формирование у обучающихся умения применения
в практике устной и письменной речи норм
современного литературного русского языка

Формирование у обучающихся культуры ссылок на
источники
опубликования,
цитирования,
сопоставления, диалога с автором, недопущения
нарушения авторских прав

Необходимые
умения

Владеть методами и приемами обучения русскому
языку, в том числе как не родному

Использовать
специальные
коррекционные
приемы обучения для детей с ограниченными
возможностями здоровья

Вести постоянную работу с семьями обучающихся
и местным сообществом по формированию
речевой культуры, фиксируя различия местной и
национальной языковой нормы

Проявлять позитивное отношение к местным
языковым явлениям, отражающим культурноисторические особенности развития региона

Проявлять позитивное
языкам обучающихся

отношение

к

родным

Давать этическую и эстетическую оценку
языковых проявлений в повседневной жизни:
интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ,
ненормативной лексики

Поощрять
формирование эмоциональной и
рациональной потребности обучающихся в
коммуникации
как
процессе,
жизненно
необходимом для человека

Необходимые
знания

Основы лингвистической теории и перспективных
направлений развития современной лингвистики

Представление о широком спектре приложений
лингвистики и знание доступных обучающимся
лингвистических элементов этих приложений

Теория и методика преподавания русского языка

Контекстная языковая норма

Стандартное общерусское произношение и
лексика, их отличия от местной языковой среды

Другие
характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических
норм, требований профессиональной этики

IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования города Москвы "Московский городской
психолого-педагогический университет"
Ректор Рубцов Виталий Владимирович

4.2. Наименования организаций-разработчиков

1

Государственное бюджетное образовательное учреждение города
Москвы Центр образования N 109

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».