МИНИСТЕРСТВО
ФЕДЕРАЦИИ
ТРУДА И
СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ
ПРИКАЗ
от 18 октября 2013 года N 544н
Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
(с изменениями на 5 августа 2016 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минтруда России от 5 августа 2016 года N 422н (Официальный
интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.08.2016, N
0001201608230049).
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и
применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года N 23 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст.293),
приказываю:
1.
Утвердить
прилагаемый профессиональный
стандарт
"Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
2. Установить, что профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" применяется
работодателями при формировании кадровой политики и в управлении
персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении
трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении
систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
____________________________________________________________________
Пункт 2 настоящего приказа применяется с 1 января 2017 года - приказ
Минтруда России от 25 декабря 2014 года N 1115н.
____________________________________________________________________
Министр
М.Топилин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
6 декабря 2013 года,
регистрационный N 30550
Профессиональный стандарт "Педагог
(педагогическая деятельность в сфере
дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)"
____________________________________________________________________
Настоящий профессиональный стандарт применяется работодателями
при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при
организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых
договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем
оплаты труда с 1 января 2017 года - см. пункт 2 настоящего приказа.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В Настоящий профессиональный стандарт с 3 сентября 2016 года
внесены изменения на основании приказа Минтруда России от 5 августа 2016
года N 422н..
____________________________________________________________________
Профессиональный стандарт
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель,
учитель)
1
Регистрационный
номер
I. Общие сведения
Дошкольное образование
Начальное общее образование
Основное общее образование
Среднее общее образование
(наименование
деятельности)
вида
01.001
профессиональной
Код
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным
программам
образовательными
организациями
(организациями,
осуществляющими обучение)
Группа занятий:
2320
Преподаватели
средней школе
в
3320
Персонал дошкольного
воспитания
и
образования
2340
Преподаватели
в
системе специального
образования
3330
Преподавательский
персонал специального
обучения
3310
Преподавательский
персонал
начального
образования
(код
(наименование)
(код
ОКЗ)
(наименование)
ОКЗ )
_______________
Общероссийский классификатор занятий.
Отнесение к видам экономической деятельности:
80.10.1.
Услуги в области дошкольного и начального общего
образования
80.21.1.
Услуги в области основного общего и среднего (полного)
общего образования
(код КВЭД )
(наименование вида экономической деятельности)
_______________
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
II. Описание трудовых функций, входящих в
профессиональный стандарт (функциональная карта
вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
код
наименование
А
Педагогическая
деятельность
проектированию
В
Трудовые функции
уровень
квалификации
наименование
код
уровень
(подуровень)
квалификации
6
Общепедагогическая
функция. Обучение
А/01.6
6
и
реализации
образовательного
процесса в
образовательных
Воспитательная
деятельность
А/02.6
6
организациях
дошкольного,
начального
общего,
основного
общего,
среднего
общего
образования
Развивающая
деятельность
А/03.6
6
В/01.5
5
Педагогическая
деятельность
по
реализации
программ начального
общего образования
В/02.6
6
Педагогическая
деятельность
по
реализации
программ основного
и среднего общего
образования
В/03.6
6
по
Педагогическая
деятельность
по
проектированию
и
реализации основных
общеобразовательных
программ
5-6
Педагогическая
деятельность
реализации
программ
дошкольного
образования
по
Модуль "Предметное
обучение.
Математика"
В/04.6
6
Модуль "Предметное
обучение. Русский
язык"
В/05.6
6
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование
Педагогическая
деятельность
по
проектированию
и
реализации
образовательного
процесса
в
образовательных
организациях
дошкольного,
начального общего,
основного
общего,
среднего
общего
образования
Происхождение
обобщенной
Оригинал
трудовой
функции
X
Код
А
Уровень
квалификации
6
Заимствовано
из оригинала
Код
оригинала
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта
Возможные
наименования
должностей
Требования
образованию
обучению
Учитель,
Воспитатель
к
и
Учитель: высшее образование или среднее
профессиональное
образование
в
рамках
укрупненных групп
направлений
подготовки
высшего образования и специальностей среднего
профессионального образования "Образование и
педагогические
науки"
или
в
области,
соответствующей преподаваемому предмету, либо
высшее
образование
или
среднее
профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению
деятельности в образовательной организации;
Воспитатель: высшее образование или среднее
профессиональное
образование
в
рамках
укрупненных групп
направлений
подготовки
высшего образования и специальностей среднего
профессионального образования "Образование и
педагогические науки" либо высшее образование
или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование
по направлению деятельности в образовательной
организации
Требования к опыту
практической
работы
Требования к опыту практической работы не
предъявляются
Особые
условия
допуска к работе
К педагогической деятельности не допускаются
лица: лишенные права заниматься педагогической
деятельностью в соответствии с вступившим в
законную силу приговором суда; имеющие или
имевшие судимость за преступления, состав и
виды которых установлены законодательством
Российской
Федерации;
признанные
недееспособными в установленном федеральным
законом
порядке;
имеющие
заболевания,
предусмотренные установленным перечнем
Дополнительные характеристики
Наименование
документа
Код
Наименование
базовой
группы,
должности
(профессии)
или
специальности
ОКЗ
2320
Преподаватели в средней школе
2340
Преподаватели
в
специального образования
3310
Преподавательский
начального образования
3320
Персонал дошкольного воспитания и
образования
3330
Преподавательский
специального обучения
-
Учитель
Воспитатель
050000
Образование и педагогика
ЕКС
ОКСО
системе
персонал
персонал
_______________
Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года N 761н "Об
утверждении
Единого
квалификационного
справочника
должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные
характеристики должностей работников образования" (зарегистрировано в
Минюсте России 6 октября 2010 года N 18638).
Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
3.1.1. Трудовая функция
Наименование
Общепедагогическая
функция. Обучение
Код
А/01.6
Уровень
(подуровень)
квалификации
6
Происхождение
трудовой
функции
Оригинал
X
Заимствовано
из оригинала
Код
оригинала
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта
Трудовые
действия
Разработка и реализация программ учебных
дисциплин в рамках основной общеобразовательной
программы
Осуществление профессиональной деятельности в
соответствии
с
требованиями федеральных
государственных
образовательных
стандартов
дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования
Участие в разработке и реализации программы
развития образовательной организации в целях
создания
безопасной
и
комфортной
образовательной среды
Планирование и проведение учебных занятий
Систематический анализ эффективности учебных
занятий и подходов к обучению
Организация, осуществление контроля и оценки
учебных
достижений,
текущих
и
итоговых
результатов освоения основной образовательной
программы обучающимися
Формирование универсальных учебных действий
Формирование
навыков,
связанных
с
информационно-коммуникационными технологиями
(далее - ИКТ)
Формирование мотивации к обучению
Объективная оценка знаний обучающихся на основе
тестирования и других методов контроля в
соответствии
с
реальными
учебными
возможностями детей
Необходимые
умения
Владеть формами и методами обучения, в том числе
выходящими за рамки учебных занятий: проектная
деятельность,
лабораторные
эксперименты,
полевая практика и т.п.
Объективно оценивать знания обучающихся на
основе тестирования и других методов контроля в
соответствии
с
реальными
учебными
возможностями детей
Разрабатывать
(осваивать)
и
применять
современные психолого-педагогические технологии,
основанные на знании законов развития личности и
поведения в реальной и виртуальной среде
Использовать
и
апробировать
специальные
подходы к обучению в целях включения в
образовательный процесс всех обучающихся, в том
числе с особыми потребностями в образовании:
обучающихся,
проявивших
выдающиеся
способности; обучающихся, для которых русский
язык не является родным; обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
Владеть ИКТ-компетентностями:
общепользовательская ИКТ-компетентность;
общепедагогическая ИКТ-компетентность;
предметно-педагогическая
ИКТ-компетентность
(отражающая
профессиональную
ИКТкомпетентность
соответствующей
области
человеческой деятельности)
Организовывать различные виды внеурочной
деятельности: игровую, учебно-исследовательскую,
художественно-продуктивную, культурно-досуговую
с
учетом
возможностей
образовательной
организации, места жительства и историкокультурного своеобразия региона
Необходимые
знания
Преподаваемый предмет в пределах требований
федеральных государственных образовательных
стандартов и основной общеобразовательной
программы, его истории и места в мировой культуре
и науке
История, теория, закономерности и принципы
построения и функционирования образовательных
систем, роль и место образования в жизни личности
и общества
Основные закономерности возрастного развития,
стадии и кризисы развития, социализация личности,
индикаторы
индивидуальных
особенностей
траекторий жизни, их возможные девиации, а также
основы их психодиагностики
Основы
психодидактики,
образования,
закономерностей
социальных сетях
поликультурного
поведения
в
Пути достижения образовательных результатов и
способы оценки результатов обучения
Основы
методики
преподавания,
основные
принципы деятельностного подхода, виды и приемы
современных педагогических технологий
Рабочая программа
данному предмету
и
методика
обучения
по
Приоритетные
направления
развития
образовательной системы Российской Федерации,
законов и иных нормативных правовых актов,
регламентирующих образовательную деятельность в
Российской Федерации, нормативных документов по
вопросам обучения и воспитания детей и молодежи,
федеральных государственных образовательных
стандартов дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования,
законодательства о правах ребенка, трудового
законодательства
Нормативные документы по вопросам обучения и
воспитания детей и молодежи
Конвенция о правах ребенка
Трудовое законодательство
Другие
характеристики
Соблюдение правовых, нравственных и этических
норм, требований профессиональной этики
3.1.2. Трудовая функция
Наименование
Происхождение
трудовой
функции
Воспитательная
деятельность
Оригинал
X
Код
А/02.6
Уровень
(подуровень)
квалификации
6
Заимствовано
из оригинала
Код
оригинала
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта
Трудовые действия
Регулирование поведения обучающихся для
обеспечения безопасной образовательной среды
Реализация
современных,
в
том
числе
интерактивных, форм и методов воспитательной
работы, используя их как на занятии, так и во
внеурочной деятельности
Постановка
воспитательных
целей,
способствующих
развитию
обучающихся,
независимо от их способностей и характера
Определение и принятие четких правил поведения
обучающимися в соответствии с уставом
образовательной организации и правилами
внутреннего
распорядка
образовательной
организации
Проектирование и реализация воспитательных
программ
Реализация
воспитательных
возможностей
различных видов деятельности ребенка (учебной,
игровой, трудовой, спортивной, художественной и
т.д.)
Проектирование
ситуаций
и
событий,
развивающих эмоционально-ценностную сферу
ребенка (культуру переживаний и ценностные
ориентации ребенка)
Помощь и поддержка в организации деятельности
ученических органов самоуправления
Создание, поддержание уклада, атмосферы и
традиций жизни образовательной организации
Развитие
у
обучающихся
познавательной
активности,
самостоятельности,
инициативы,
творческих
способностей,
формирование
гражданской позиции, способности к труду и жизни
в условиях современного мира, формирование у
обучающихся культуры здорового и безопасного
образа жизни
Формирование
толерантности
и
навыков
поведения в изменяющейся поликультурной среде
Использование конструктивных воспитательных
усилий родителей (законных представителей)
обучающихся, помощь семье в решении вопросов
воспитания ребенка
Необходимые
умения
Строить воспитательную деятельность с учетом
культурных различий детей, половозрастных и
индивидуальных особенностей
Общаться с детьми, признавать их достоинство,
понимая и принимая их
Создавать в учебных группах (классе, кружке,
секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые
общности обучающихся, их родителей (законных
представителей) и педагогических работников
Управлять
учебными
группами
с
целью
вовлечения обучающихся в процесс обучения и
воспитания, мотивируя их учебно-познавательную
деятельность
Анализировать реальное состояние дел в учебной
группе, поддерживать в детском коллективе
деловую, дружелюбную атмосферу
Защищать достоинство и интересы обучающихся,
помогать детям, оказавшимся в конфликтной
ситуации и/или неблагоприятных условиях
Находить ценностный аспект учебного знания и
информации обеспечивать его понимание и
переживание обучающимися
Владеть
методами
организации
походов и экспедиций и т.п.
экскурсий,
Сотрудничать
с
другими
педагогическими
работниками и другими специалистами в решении
воспитательных задач
Необходимые
знания
Основы законодательства о правах ребенка,
законы в сфере образования и федеральные
государственные образовательные стандарты
общего образования
История, теория, закономерности и принципы
построения и функционирования образовательных
(педагогических)
систем,
роль
и
место
образования в жизни личности и общества
Основы
психодидактики,
поликультурного
образования, закономерностей поведения в
социальных сетях
Основные закономерности возрастного развития,
стадии и кризисы развития и социализации
личности,
индикаторы
и
индивидуальные
особенности траекторий жизни и их возможные
девиации, приемы их диагностики
Научное
представление
о
результатах
образования, путях их достижения и способах
оценки
Основы
методики воспитательной работы,
основные принципы деятельностного подхода,
виды и приемы современных педагогических
технологий
Нормативные
правовые,
руководящие
и
инструктивные
документы,
регулирующие
организацию и проведение мероприятий за
пределами
территории
образовательной
организации (экскурсий, походов и экспедиций)
Другие
характеристики
Соблюдение правовых, нравственных и этических
норм, требований профессиональной этики
3.1.3. Трудовая функция
Наименование
Развивающая
деятельность
Происхождение
трудовой
функции
Оригинал
X
Код
А/03.6
Уровень
(подуровень)
квалификации
6
Заимствовано
из оригинала
Код
оригинала
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта
Трудовые действия
Выявление в ходе наблюдения поведенческих и
личностных проблем обучающихся, связанных с
особенностями их развития
Оценка
параметров
и
проектирование
психологически
безопасной
и
комфортной
образовательной среды, разработка программ
профилактики различных форм насилия в школе
Применение
инструментария
и
методов
диагностики и оценки показателей уровня и
динамики развития ребенка
Освоение
и
применение
психологопедагогических технологий (в том числе
инклюзивных), необходимых для адресной
работы с различными контингентами учащихся:
одаренные дети, социально уязвимые дети,
дети, попавшие в трудные жизненные ситуации,
дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми
образовательными потребностями (аутисты,
дети с синдромом дефицита внимания и
гиперактивностью и др.), дети с ограниченными
возможностями здоровья, дети с девиациями
поведения, дети с зависимостью
Оказание адресной помощи обучающимся
Взаимодействие с другими специалистами в
рамках
психолого-медико-педагогического
консилиума
Разработка
(совместно
с
другими
специалистами) и реализация совместно с
родителями
(законными
представителями)
программ индивидуального развития ребенка
Освоение
и
адекватное
применение
специальных
технологий
и
методов,
позволяющих
проводить
коррекционноразвивающую работу
Развитие у обучающихся
познавательной
активности, самостоятельности, инициативы,
творческих
способностей,
формирование
гражданской позиции, способности к труду и
жизни
в
условиях
современного
мира,
формирование
у
обучающихся
культуры
здорового и безопасного образа жизни
Формирование и реализация программ развития
универсальных учебных действий, образцов и
ценностей социального поведения, навыков
поведения в мире виртуальной реальности и
социальных сетях, формирование толерантности
и позитивных образцов поликультурного общения
Формирование системы регуляции поведения и
деятельности обучающихся
Необходимые умения
Владеть профессиональной установкой на
оказание
помощи
любому
ребенку
вне
зависимости
от
его
реальных
учебных
возможностей, особенностей в поведении,
состояния психического и физического здоровья
Использовать в практике своей работы
психологические
подходы:
культурноисторический, деятельностный и развивающий
Осуществлять (совместно с психологом и
другими
специалистами)
психологопедагогическое
сопровождение
основных
общеобразовательных программ
Понимать
документацию
специалистов
(психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)
Составить (совместно с психологом и другими
специалистами)
психолого-педагогическую
характеристику
(портрет)
личности
обучающегося
Разрабатывать
и
реализовывать
индивидуальные образовательные маршруты,
индивидуальные
программы
развития
и
индивидуально-ориентированные
образовательные
программы
с
учетом
личностных
и
возрастных
особенностей
обучающихся
Владеть
стандартизированными
методами
психодиагностики личностных характеристик и
возрастных особенностей обучающихся
Оценивать
образовательные
результаты:
формируемые
в
преподаваемом
предмете
предметные и метапредметные компетенции, а
также осуществлять (совместно с психологом)
мониторинг личностных характеристик
Формировать детско-взрослые сообщества
Необходимые
знания
Педагогические
закономерности
образовательного процесса
организации
Законы
развития
личности
и
проявления
личностных свойств, психологические законы
периодизации и кризисов развития
Теория
и
технологии
особенностей обучающихся
учета
возрастных
Закономерности формирования детско-взрослых
сообществ,
их
социально-психологических
особенности и закономерности развития детских и
подростковых сообществ
Основные закономерности семейных отношений,
позволяющие
эффективно
работать
с
родительской общественностью
Основы психодиагностики и основные признаки
отклонения в развитии детей
Социально-психологические
закономерности
развития
сообществ
Другие
характеристики
особенности
и
детско-взрослых
Соблюдение правовых, нравственных и этических
норм, требований профессиональной этики
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование
Происхождение
обобщенной
трудовой
функции
Педагогическая
деятельность
по
проектированию
и
реализации основных
общеобразовательных
программ
Оригинал
X
Код
В
Уровень
квалификации
56
Заимствовано
из оригинала
Код
оригинала
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта
Возможные
наименования
должностей
Требования
образованию
обучению
Учитель, Воспитатель
к
и
Учитель: высшее образование или среднее
профессиональное
образование
в
рамках
укрупненных групп
направлений
подготовки
высшего образования и специальностей среднего
профессионального образования "Образование и
педагогические
науки"
или
в
области,
соответствующей преподаваемому предмету, либо
высшее
образование
или
среднее
профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению
деятельности в образовательной организации;
Воспитатель: высшее образование или среднее
профессиональное
образование
в
рамках
укрупненных групп
направлений
подготовки
высшего образования и специальностей среднего
профессионального образования "Образование и
педагогические науки" либо высшее образование
или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование
по направлению деятельности в образовательной
организации
Требования к опыту
практической
работы
Требования к опыту практической работы не
предъявляются
Особые
условия
допуска к работе
К педагогической деятельности не допускаются
лица: лишенные права заниматься педагогической
деятельностью в соответствии с вступившим в
законную силу приговором суда; имеющие или
имевшие судимость за преступления, состав и
виды которых установлены законодательством
Российской
Федерации;
признанные
недееспособными в установленном федеральным
законом
порядке;
имеющие
заболевания,
предусмотренные установленным перечнем
Дополнительные характеристики
Наименование
документа
Код
Наименование
должности
специальности
базовой
(профессии)
группы,
или
ОКЗ
2320
Преподаватели в средней школе
2340
Преподаватели в системе специального
образования
3310
Преподавательский персонал начального
образования
3320
Персонал дошкольного
образования
3330
Преподавательский
специального обучения
ЕКС
-
Учитель
Воспитатель
ОКСО
050000
Образование и педагогика
воспитания
и
персонал
3.2.1. Трудовая функция
Наименование
Педагогическая
деятельность по
реализации
программ
дошкольного
образования
Код
В/01.5
Уровень
(подуровень)
квалификации
5
Происхождение
трудовой
функции
Оригинал
Х
Заимствовано
из оригинала
Код
оригинала
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта
Трудовые действия
Участие
в
разработке
основной
общеобразовательной программы образовательной
организации в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом
дошкольного образования
Участие в создании безопасной и психологически
комфортной
образовательной
среды
образовательной организации через обеспечение
безопасности
жизни
детей,
поддержание
эмоционального благополучия ребенка в период
пребывания в образовательной организации
Планирование и реализация образовательной
работы в группе детей раннего и/или дошкольного
возраста в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами
и основными образовательными программами
Организация
и
проведение
мониторинга освоения
педагогического
детьми образовательной программы и анализ
образовательной работы в группе детей раннего
и/или дошкольного возраста
Участие в
планировании и корректировке
образовательных задач (совместно с психологом и
другими
специалистами)
по
результатам
мониторинга
с
учетом
индивидуальных
особенностей развития каждого ребенка раннего
и/или дошкольного возраста
Реализация
педагогических
рекомендаций
специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и
др.) в работе с детьми, испытывающими трудности
в освоении программы, а также с детьми с особыми
образовательными потребностями
Развитие профессионально значимых компетенций,
необходимых для решения образовательных задач
развития детей раннего и дошкольного возраста с
учетом
особенностей
возрастных
и
индивидуальных особенностей их развития
Формирование психологической
школьному обучению
готовности
к
Создание позитивного психологического климата в
группе и условий для доброжелательных отношений
между детьми, в том числе принадлежащими к
разным национально-культурным, религиозным
общностям и социальным слоям, а также с
различными (в том числе ограниченными)
возможностями здоровья
Организация видов деятельности, осуществляемых
в раннем и дошкольном возрасте: предметной,
познавательно-исследовательской, игры (ролевой,
режиссерской,
с
правилом),
продуктивной;
конструирования, создания широких возможностей
для развития свободной игры детей, в том числе
обеспечение игрового времени и пространства
Организация
конструктивного
взаимодействия
детей в разных видах деятельности, создание
условий
для
свободного
выбора
детьми
деятельности,
участников
совместной
деятельности, материалов
Активное использование недирективной помощи и
поддержка
детской
инициативы
и
самостоятельности в разных видах деятельности
Организация образовательного процесса на основе
непосредственного общения с каждым ребенком с
учетом его особых образовательных потребностей
Необходимые
умения
Организовывать
виды
деятельности,
осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте:
предметная,
познавательно-исследовательская,
игра (ролевая, режиссерская, с правилом),
продуктивная; конструирование, создания широких
возможностей для развития свободной игры детей,
в том числе обеспечения игрового времени и
пространства
Применять методы физического, познавательного и
личностного развития детей раннего и дошкольного
возраста в соответствии с образовательной
программой организации
Использовать методы и средства анализа
психолого-педагогического
мониторинга,
позволяющие оценить результаты освоения детьми
образовательных
программ,
степень
сформированности у них качеств, необходимых для
дальнейшего обучения и развития на следующих
уровнях обучения
Владеть
всеми
видами
развивающих
деятельностей
дошкольника
(игровой,
продуктивной, познавательно-исследовательской)
Выстраивать партнерское взаимодействие с
родителями (законными представителями) детей
раннего и дошкольного возраста для решения
образовательных задач, использовать методы и
средства
для
их
психолого-педагогического
просвещения
Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и
достаточными для планирования, реализации и
оценки образовательной работы с детьми раннего
и дошкольного возраста
Необходимые
знания
Специфика
дошкольного
образования
и
особенностей организации работы с детьми
раннего и дошкольного возраста
Основные психологические подходы: культурноисторический, деятельностный и личностный;
основы
дошкольной
педагогики,
включая
классические системы дошкольного воспитания
Общие закономерности развития ребенка в раннем
и дошкольном возрасте
Особенности становления и развития детских
деятельностей в раннем и дошкольном возрасте
Основы теории физического, познавательного и
личностного развития детей раннего и дошкольного
возраста
Современные тенденции развития дошкольного
образования
Другие
характеристики
Соблюдение правовых, нравственных и этических
норм, требований профессиональной этики
3.2.2. Трудовая функция
Наименование
Происхождение
трудовой
функции
Педагогическая
деятельность по
реализации
программ
начального
общего
образования
Оригинал
Х
Код
В/02.6
Уровень
(подуровень)
квалификации
6
Заимствовано
из оригинала
Код
оригинала
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта
Трудовые действия
Проектирование образовательного процесса на
о с н о в е федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего
образования с учетом особенностей социальной
ситуации развития первоклассника в связи с
переходом ведущей деятельности от игровой к
учебной
Формирование у детей социальной позиции
обучающихся на всем протяжении обучения в
начальной школе
Формирование метапредметных компетенций,
умения учиться и универсальных учебных
действий до уровня, необходимого для освоения
образовательных программ основного общего
образования
Объективная оценка успехов и возможностей
обучающихся
с
учетом
неравномерности
индивидуального психического развития детей
младшего
школьного
возраста,
а
также
своеобразия
динамики
развития
учебной
деятельности мальчиков и девочек
Организация учебного процесса с учетом
своеобразия социальной ситуации развития
первоклассника
Корректировка учебной деятельности исходя из
данных
мониторинга
образовательных
результатов
с
учетом
неравномерности
индивидуального психического развития детей
младшего школьного возраста (в том числе в силу
различий в возрасте, условий дошкольного
обучения и воспитания), а также своеобразия
динамики развития мальчиков и девочек
Проведение в четвертом классе начальной школы
(во взаимодействии с психологом) мероприятий по
профилактике возможных трудностей адаптации
детей к учебно-воспитательному процессу в
основной школе
Необходимые
умения
Реагировать на непосредственные по форме
обращения детей к учителю и распознавать за
ними серьезные личные проблемы
Ставить различные виды учебных задач (учебнопознавательных, учебно-практических, учебноигровых) и организовывать их решение (в
индивидуальной или групповой форме) в
соответствии с уровнем познавательного и
личностного развития детей младшего возраста,
сохраняя при этом баланс предметной и
метапредметной составляющей их содержания
Во взаимодействии с родителями (законными
представителями),
другими
педагогическими
работниками и психологами проектировать и
корректировать индивидуальную образовательную
траекторию обучающегося в соответствии с
задачами
достижения
всех
видов
образовательных
результатов
(предметных,
метапредметных и личностных), выходящими за
рамки программы начального общего образования
Необходимые
знания
Основные и актуальные для современной
системы
образования
теории
обучения,
воспитания и развития детей младшего школьного
возрастов
Федеральные государственные образовательные
стандарты и содержание примерных основных
образовательных программ
Дидактические основы, используемые в учебновоспитательном
процессе
образовательных
технологий
Существо
заложенных
в
содержании
используемых в начальной школе учебных задач
обобщенных способов деятельности и системы
знаний
о
природе,
обществе,
человеке,
технологиях
Другие
характеристики
Соблюдение правовых, нравственных и этических
норм, требований профессиональной этики
3.2.3. Трудовая функция
Наименование
Происхождение
трудовой
функции
Педагогическая
деятельность по
реализации
программ
основного
и
среднего общего
образования
Оригинал
Х
Код
В/03.6
Уровень
(подуровень)
квалификации
6
Заимствовано
из оригинала
Код
оригинала
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта
Трудовые действия
Формирование общекультурных компетенций и
понимания места предмета в общей картине мира
Определение на основе анализа учебной
деятельности обучающегося оптимальных (в том
или ином предметном образовательном контексте)
способов его обучения и развития
Определение совместно с обучающимся, его
родителями
(законными
представителями),
другими участниками образовательного процесса
(педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и
т.д.) зоны его ближайшего развития, разработка и
реализация (при необходимости) индивидуального
образовательного маршрута и индивидуальной
программы развития обучающихся
Планирование
специализированного
образовательного процесса для группы, класса
и/или отдельных контингентов обучающихся с
выдающимися способностями и/или особыми
образовательными потребностями на основе
имеющихся типовых программ и собственных
разработок
с
учетом специфики состава
обучающихся,
уточнение
и
модификация
планирования
Применение специальных языковых программ (в
том числе русского как иностранного), программ
повышения языковой культуры, и развития
навыков поликультурного общения
Совместное
с
учащимися
использование
иноязычных
источников
информации,
инструментов перевода, произношения
Организация олимпиад, конференций, турниров
математических и лингвистических игр в школе и
др.
Необходимые
умения
Применять
современные
образовательные
технологии, включая информационные, а также
цифровые образовательные ресурсы
Проводить учебные занятия, опираясь на
достижения
в
области
педагогической
и
психологической наук, возрастной физиологии и
школьной
гигиены,
а
также
современных
информационных технологий и методик обучения
Планировать и осуществлять учебный процесс в
соответствии с основной общеобразовательной
программой
Разрабатывать рабочую программу по предмету,
курсу
на
основе
примерных
основных
общеобразовательных программ и обеспечивать
ее выполнение
Организовать самостоятельную деятельность
обучающихся, в том числе исследовательскую
Разрабатывать и реализовывать проблемное
обучение, осуществлять связь обучения по
предмету (курсу, программе) с практикой,
обсуждать с обучающимися актуальные события
современности
Осуществлять
контрольно-оценочную
деятельность в образовательном процессе
Использовать современные способы оценивания
в условиях информационно-коммуникационных
технологий
(ведение
электронных
форм
документации, в том числе электронного журнала и
дневников обучающихся)
Использовать разнообразные формы, приемы,
методы и средства обучения, в том числе по
индивидуальным учебным планам, ускоренным
курсам в рамках федеральных государственных
образовательных стандартов основного общего
образования и среднего общего образования
Владеть основами работы с
редакторами,
электронными
электронной
почтой
и
мультимедийным оборудованием
текстовыми
таблицами,
браузерами,
Владеть методами убеждения, аргументации своей
позиции
Устанавливать контакты с обучающимися разного
возраста
и
их
родителями
(законными
представителями), другими педагогическими и
иными работниками
Владеть
технологиями
конфликтных ситуаций,
разрешения
Необходимые
знания
диагностики
причин
их профилактики и
Основы общетеоретических дисциплин в объеме,
необходимых для решения педагогических, научнометодических и организационно-управленческих
задач
(педагогика,
психология,
возрастная
физиология;
школьная
гигиена;
методика
преподавания предмета)
Программы
предмету
и
учебники
по
преподаваемому
Теория и методы управления образовательными
системами, методика учебной и воспитательной
работы, требования к оснащению и оборудованию
учебных кабинетов и подсобных помещений к ним,
средства
обучения
и
их
дидактические
возможности
Современные
педагогические
технологии
реализации компетентностного подхода с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся
Методы
и
технологии
поликультурного,
дифференцированного и развивающего обучения
Основы экологии, экономики, социологии
Правила внутреннего распорядка
Правила по охране труда и требования
безопасности образовательной среды
к
Соблюдение правовых, нравственных и этических
норм, требований профессиональной этики
Другие
характеристики
3.2.4. Трудовая функция
Наименование
Модуль
"Предметное
обучение.
Математика"
Происхождение
трудовой
функции
Оригинал
Код
Х
В/04.6
Уровень
(подуровень)
квалификации
6
Заимствовано
из оригинала
Код
оригинала
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта
Трудовые действия
Формирование
способности
к
логическому
рассуждению и коммуникации, установки на
использование этой способности, на ее ценность
Формирование способности к постижению основ
математических моделей реального объекта или
процесса,
готовности
к
применению
моделирования для построения объектов и
процессов, определения или предсказания их
свойств
Формирование конкретных знаний, умений
навыков в области математики и информатики
и
Формирование внутренней (мысленной) модели
математической
ситуации
(включая
пространственный образ)
Формирование у обучающихся умения проверять
математическое
доказательство,
приводить
опровергающий пример
Формирование у обучающихся умения выделять
подзадачи в задаче, перебирать возможные
варианты объектов и действий
Формирование
у
обучающихся
умения
пользоваться заданной математической моделью,
в
частности,
формулой,
геометрической
конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный
результат
моделирования
(например
вычисления)
Формирование материальной и информационной
образовательной среды, содействующей развитию
математических способностей каждого ребенка и
реализующей принципы современной педагогики
Формирование у обучающихся умения применять
средства
информационно-коммуникационных
технологий в решении задачи там, где это
эффективно
Формирование
способности
преодолевать
интеллектуальные
трудности,
решать
принципиально новые задачи, проявлять уважение
к интеллектуальному труду и его результатам
Сотрудничество с другими учителями математики
и информатики, физики, экономики, языков и др.
Развитие
инициативы
использованию математики
обучающихся
по
Профессиональное использование элементов
информационной образовательной среды с учетом
возможностей применения новых элементов такой
среды,
отсутствующих
в
конкретной
образовательной организации
Использование
в
работе
с
детьми
информационных ресурсов, в том числе ресурсов
дистанционного обучения, помощь детям в
освоении и самостоятельном использовании этих
ресурсов
Содействие в подготовке обучающихся к участию
в
математических
олимпиадах,
конкурсах,
исследовательских проектах, интеллектуальных
марафонах, шахматных турнирах и ученических
конференциях
Формирование и поддержание высокой мотивации
и развитие способности обучающихся к занятиям
математикой, предоставление им подходящих
заданий, ведение кружков, факультативных и
элективных курсов для желающих и эффективно
работающих в них обучающихся
Предоставление информации о дополнительном
образовании, возможности углубленного изучения
математики в других образовательных и иных
организациях, в том числе с применением
дистанционных образовательных технологий
Консультирование обучающихся
профессий
и
специальностей,
необходимы знания математики
по выбору
где
особо
Содействие формированию у обучающихся
позитивных
эмоций
от
математической
деятельности, в том числе от нахождения ошибки
в своих построениях как источника улучшения и
нового понимания
Выявление
совместно
с
обучающимися
недостоверных и малоправдоподобных данных
Формирование позитивного отношения со стороны
всех
обучающихся
к
интеллектуальным
достижениям одноклассников независимо от
абсолютного уровня этого достижения
Формирование представлений обучающихся о
полезности знаний математики вне зависимости от
избранной профессии или специальности
Ведение диалога с обучающимся или группой
обучающихся в процессе решения задачи,
выявление сомнительных мест, подтверждение
правильности решения
Необходимые
умения
Совместно с обучающимися строить логические
рассуждения (например, решение задачи) в
математических и иных контекстах, понимать
рассуждение обучающихся
Анализировать
предлагаемое
обучающимся
рассуждение с результатом: подтверждение его
правильности или нахождение ошибки и анализ
причин ее возникновения; помощь обучающимся в
самостоятельной
локализации
ошибки,
ее
исправлении; оказание помощи в улучшении
(обобщении, сокращении, более ясном изложении)
рассуждения
Формировать у обучающихся убеждение в
абсолютности
математической
истины
и
математического доказательства, предотвращать
формирование модели поверхностной имитации
действий, ведущих к успеху, без ясного понимания
смысла; поощрять выбор различных путей в
решении поставленной задачи
Решать
задачи
элементарной
математики
соответствующей ступени образования, в том
числе те новые, которые возникают в ходе работы
с обучающимися, задачи олимпиад (включая
новые задачи регионального этапа всероссийской
олимпиады)
Совместно с обучающимися применять методы и
приемы понимания математического текста, его
анализа,
структуризации,
реорганизации,
трансформации
Совместно с обучающимися проводить анализ
учебных и жизненных ситуаций, в которых можно
применить
математический
аппарат
и
математические
инструменты
(например,
динамические
таблицы),
то
же
для
идеализированных
(задачных)
ситуаций,
описанных текстом
Совместно с обучающимися создавать и
использовать
наглядные
представления
математических объектов и процессов, рисуя
наброски от руки на бумаге и классной доске, с
помощью компьютерных инструментов на экране,
строя объемные модели вручную и на компьютере
(с помощью 3D-принтера)
Организовывать исследования - эксперимент,
обнаружение закономерностей, доказательство в
частных и общем случаях
Проводить различия между точным и (или)
приближенным математическим доказательством,
в
частности,
компьютерной
оценкой,
приближенным измерением, вычислением и др.
Поддерживать баланс между самостоятельным
открытием, узнаванием нового и технической
тренировкой,
исходя
из
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
каждого
обучающегося, характера осваиваемого материала
Владеть
основными
математическими
компьютерными инструментами:
визуализации данных, зависимостей, отношений,
процессов, геометрических объектов;
вычислений - численных и символьных;
обработки данных (статистики);
экспериментальных лабораторий (вероятность,
информатика)
Квалифицированно
текст
набирать
математический
Использовать
информационные
источники,
следить за последними открытиями в области
математики и знакомить с ними обучающихся
Обеспечивать
помощь
обучающимся,
не
освоившим необходимый материал (из всего курса
математики), в форме предложения специальных
заданий, индивидуальных консультаций (в том
числе дистанционных); осуществлять пошаговый
контроль выполнения соответствующих заданий,
при необходимости прибегая к помощи других
педагогических работников, в частности тьюторов
Обеспечивать коммуникативную и учебную
"включенности" всех учащихся в образовательный
процесс (в частности, понимание формулировки
задания, основной терминологии, общего смысла
идущего в классе обсуждения)
Работать
с
родителями
(законными
представителями), местным сообществом по
проблематике математической культуры
Необходимые
знания
Основы математической теории и перспективных
направлений развития современной математики
Представление о широком спектре приложений
математики и знание доступных обучающимся
математических элементов этих приложений
Теория и методика преподавания математики
Специальные подходы и источники информации
для обучения математике детей, для которых
русский язык не является родным и ограниченно
используется в семье и ближайшем окружении
Другие
характеристики
Соблюдение правовых, нравственных и этических
норм, требований профессиональной этики
3.2.5. Трудовая функция
Наименование
Модуль
"Предметное
обучение.
Русский язык"
Происхождение
трудовой
функции
Оригинал
Х
Код
В/05.6
Уровень
(подуровень)
квалификации
6
Заимствовано
из оригинала
Код
оригинала
Регистрационный
номер
профессионального
стандарта
Трудовые действия
Обучение методам понимания сообщения: анализ,
структуризация, реорганизация, трансформация,
сопоставление
с
другими
сообщениями,
выявление необходимой для анализирующего
информации
Осуществление совместно с обучающимися
поиска и обсуждения изменений в языковой
реальности и реакции на них социума,
формирование
у
обучающихся
"чувства
меняющегося языка"
Использование совместно с обучающимися
источников языковой информации для решения
практических или познавательных задач, в
частности,
этимологической
информации,
подчеркивая отличия научного метода изучения
языка от так называемого "бытового" подхода
("народной лингвистики")
Формирование
культуры
диалога
через
организацию устных и письменных дискуссий по
проблемам, требующим принятия решений и
разрешения конфликтных ситуаций
Организация
публичных
выступлений
обучающихся, поощрение их участия в дебатах на
школьных конференциях и других форумах,
включая
интернет-форумы
и
интернетконференции
Формирование
установки
обучающихся
на
коммуникацию в максимально широком контексте,
в том числе в гипермедиа-формате
Стимулирование сообщений обучающихся о
событии или объекте (рассказ о поездке, событии
семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их
структуру,
используемые
языковые
и
изобразительные средства
Обсуждение с обучающимися образцов лучших
произведений художественной и научной прозы,
журналистики, рекламы и т.п.
Поощрение индивидуального и коллективного
литературного творчества обучающихся
Поощрение участия обучающихся в театральных
постановках, стимулирование создания ими
анимационных и других видеопродуктов
Моделирование
видов
профессиональной
деятельности,
где
коммуникативная
компетентность является основным качеством
работника, включая в нее заинтересованных
обучающихся
(издание
школьной
газеты,
художественного
или
научного
альманаха,
организация школьного радио и телевидения,
разработка сценария театральной постановки или
видеофильма и т.д.)
Формирование у обучающихся умения применения
в практике устной и письменной речи норм
современного литературного русского языка
Формирование у обучающихся культуры ссылок на
источники
опубликования,
цитирования,
сопоставления, диалога с автором, недопущения
нарушения авторских прав
Необходимые
умения
Владеть методами и приемами обучения русскому
языку, в том числе как не родному
Использовать
специальные
коррекционные
приемы обучения для детей с ограниченными
возможностями здоровья
Вести постоянную работу с семьями обучающихся
и местным сообществом по формированию
речевой культуры, фиксируя различия местной и
национальной языковой нормы
Проявлять позитивное отношение к местным
языковым явлениям, отражающим культурноисторические особенности развития региона
Проявлять позитивное
языкам обучающихся
отношение
к
родным
Давать этическую и эстетическую оценку
языковых проявлений в повседневной жизни:
интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ,
ненормативной лексики
Поощрять
формирование эмоциональной и
рациональной потребности обучающихся в
коммуникации
как
процессе,
жизненно
необходимом для человека
Необходимые
знания
Основы лингвистической теории и перспективных
направлений развития современной лингвистики
Представление о широком спектре приложений
лингвистики и знание доступных обучающимся
лингвистических элементов этих приложений
Теория и методика преподавания русского языка
Контекстная языковая норма
Стандартное общерусское произношение и
лексика, их отличия от местной языковой среды
Другие
характеристики
Соблюдение правовых, нравственных и этических
норм, требований профессиональной этики
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования города Москвы "Московский городской
психолого-педагогический университет"
Ректор Рубцов Виталий Владимирович
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1
Государственное бюджетное образовательное учреждение города
Москвы Центр образования N 109
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)