ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД № 426
(МБДОУ – детский сад № 426)
620010, г. Екатеринбург, ул. Бородина, 7а
ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
Протокол № 1 от 09.01.2018 г.
тел. (343) 258-53-70 эл.почта: mdou426bk@.ru
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 54-О от 09.01.2018 г.
Заведующий МБДОУ
№ 426 Ю.В. Батуева
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения –
детский сад № 426
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее –
Положение) определяет цели, задачи, принципы внутренней системы оценки качества
образования в Муниципальном бюджетного дошкольном образовательном учреждении – детский
сад № 426 (далее Учреждение), ее организационную и функциональную структуру, реализацию
(содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования).
1.2. Положение разработано в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Минобрнауки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС
ДО, ФГОС дошкольного образования) (с изменениями на 21 января 2019 года);
Постановления Правительства РФ от 05.08.2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга
системы образования»;
2
Приказа Минобрнауки от 14.06.2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведении
самообследования в образовательной организации»;
Приказа Минобрнауки России от 10.12.2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей
деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об
утверждении общеобразовательных программ дошкольного образования»;
Приказа Минобрнауки РФ от 05.12.2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей,
характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности
организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2017 № 955 «Об
утверждении показателей мониторинга системы образования» (с изменениями на 18 декабря
2019 года);
Указом Президента России от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
Приказа Минпросвещения России от 31.07.2020 N 373 "Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2020 N 59599);
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи"";
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания» (зарегистрировано Министерством юстиции
Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный № 62297).
Мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации (МКДО),
разработан АНО ДПО «НИКО», 2020.
Письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 10.08.2022 № 08205 «О проведении мероприятий по МКДО в 2022 году»;
Устава Учреждения;
Других нормативно-правовых актов.
1.3. Положение обеспечивает преемственность в развитии цели, задач и форм
деятельности по управлению качеством, заложенных в модели муниципальной системы
управления качеством образования город Екатеринбург.
1.4. В настоящем Положении используются следующие термины:
Внутренняя система оценки качества образования – система сбора, обработки, анализа, хранения
и распространения информации об образовательной системе и ее отдельных элементов, которая
ориентирована на информационное обеспечение управления качеством образования, позволяет
судить о состоянии системы образования.
Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его
соответствия требованиям действующего законодательства РФ в части обеспечения
государственных гарантий на основе единства обязательных требований к условиям реализации
образовательных программ дошкольного образования.
Качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного
процесса; организация питания в ДОУ; реализация мер по обеспечению безопасности
воспитанников в ходе организации образовательного процесса.
Оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется степень
соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения
зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого
3
объекта.
Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов,
определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом
которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов,
условий их достижения и обеспечения общепризнанной, зафиксированной в нормативных
документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству
образования, а также личностным ожиданиям участников образовательного процесса.
Измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня
образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание
которых соответствует реализуемым образовательным программам.
1.5. Положение рассматривается как механизм управления качеством образования в
ДОУ, представляющий собой совокупность инструментов для оценки степени соответствия
комплексной
характеристики
образовательной
деятельности
ДОУ
федеральному
государственному образовательному стандарту дошкольного образования, индивидуальным
образовательным потребностям участников образовательного процесса в ДОУ, через получение
полной, объективной и достоверной информации об особенностях деятельности педагогических
работников и образовательной организации в целом, позволяющей формировать систему
адресной помощи педагогам и принимать управленческие решения.
2. Основные цели, задачи, принципы внутренней оценки качества образования в
Учреждении
2.1. Целью внутренней системы оценки качества образования является установление
соответствия образовательной деятельности Учреждения Федеральному государственному
образовательному стандарту дошкольного образования.
2.2. Задачами внутренней системы оценки качества образования являются:
1) обеспечение функционирования внутренней системы качества образования в Учреждении;
2) сбор, ведение и предоставление данных, корректировка, внесение изменений в базы данных;
3) обеспечение объективности и достоверности представляемой информации; обеспечение
информационной открытости в соответствии с действующим законодательством;
4) создание условий для осуществления образовательной деятельности в организации в
соответствии со стандартом ФГОС дошкольного образования;
5) создание условий для осуществления повышения квалификации педагогов в соответствии с
результатами оценочных процедур и их запросами, в том числе для функционирования системы
наставничества в Учреждении;
6) проведение самообследования и включение в независимую систему оценки качества
образования.
7) использование результатов оценки качества образования для принятия эффективных и
своевременных управленческих решений.
2.3. Принципы функционирования внутренней системы оценки качества образования:
системность процедур мониторинга;
объективность информации;
открытость и доступность информации о механизмах, процедурах и результатах
мониторинга;
соответствие используемых методов и средств сбора информации целям и задачам
мониторинга;
прогностичность: полученные данные должны позволять прогнозировать будущее
состояние.
3. Организационная и функциональная структура внутренней оценки качества
образования в Учреждении
3.1. Организационная структура Учреждения, занимающаяся оценкой качества
образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию
учреждения, коллегиальные органы, временные объединения (рабочая группа) (далее - рабочая
группа).
3.2. Администрация Учреждения
4
формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО Учреждения и
приложений к ним, утверждает их приказом руководителя Учреждения и контролирует их
исполнение;
разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование
системы внутренней оценки качества образования Учреждения, участвует в этих
мероприятиях;
обеспечивает на основе образовательной программы проведение в Учреждении контрольнооценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по
вопросам качества образования;
организует систему мониторинга качества образования в Учреждении, осуществляет сбор,
обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития;
анализирует результаты оценки качества образования на уровне Учреждения;
организует изучение информационных запросов основных пользователей ВСОКО;
обеспечивает условия для подготовки педагогов Учреждения;
обеспечивает предоставление информации о качестве образования на различные уровни
оценки качества образования;
формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества
образования (анализ работы Учреждения за учебный год, самообследование деятельности
Учреждения);
принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа
результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.
3.3. Рабочая группа
участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику
развития Учреждения;
участвует в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности
педагогов Учреждения;
содействует проведению подготовки работников Учреждения по осуществлению
контрольно-оценочных процедур;
проводит экспертизу организации, содержания и результатов мониторинга уровня развития
обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию;
готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по
результатам оценки качества образования на уровне Учреждения.
3.4. Коллегиальный орган Учреждения
заслушивает информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества
образования и деятельности Учреждения;
принимает решения по повышению качества образования на основе анализа результатов,
полученных в процессе оценки качества.
в рамках своих компетенций принимает (рассматривает, согласовывает) данное Положение;
вносит предложения по разработке показателей и критериев оценки качества образования и
результативности труда работников Учреждения, Положения.
4. Содержание, механизм и процедура внутренней оценки качества образования
4.1. Проведение процедур, оценивающих качество дошкольного образования,
осуществляет рабочая группа.
4.2. По каждому критерию и показателю определены методы мониторинга
дошкольного образования, инструменты анализа и формы отчета (Приложение 1).
4.3. Для оценки качества образования используются следующие методы сбора
информации:
анализ результатов внутреннего контроля образовательной деятельности;
педагогический мониторинг;
психолого-педагогическая диагностика;
социологическое анкетирование (участников образовательных отношений);
5
аналитические отчеты педагогов ДОУ;
наблюдение организованной образовательной деятельности, мероприятий;
анализ документирования;
метод измерения;
анализ официального сайта;
Google формы и т.д.
4.4. Процедура внутренней системы оценки качества образования включает в себя:
1) установление соответствия требованиям ФГОС качества реализуемых образовательных
программ дошкольного образования;
2) установление соответствия требованиям ФГОС качества содержания образовательной
деятельности в Учреждении (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);
3) установление соответствия требованиям ФГОС качества образовательных условий в
Учреждении (финансовые, материально-технические, кадровые условия, развивающая
предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия);
4) установление соответствия требованиям ФГОС качества взаимодействия с семьей
(удовлетворенность семьи образовательными услугами);
5) установление соответствия требованиям ФГОС качества деятельности Учреждении по
обеспечению здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу;
6) установление соответствия требованиям качества управления в Учреждении.
4.5. Реализация проведения процедур ВСОКО с использованием механизмов
управления, построенных на основе сбора и анализа данных о текущем состоянии деятельности
Учреждения с использованием компонентов управленческого цикла:
1) определение показателей, соответствующих поставленным целям;
2) установление системы сбора показателей путем проведения определенных измерительных и
(или) оценочных процедур;
3) проведение анализа результата (оценки эффективности проделанной работы по решению
имеющихся в Учреждении проблем обеспечения качества образования);
4) подготовка адресных рекомендаций;
5) планирование и реализация мер, направленных на достижение целевых значений
показателей;
6) принятие управленческих решений;
7) проведение анализа результативности применяемых мер.
5.
Критерии, показатели и индикаторы внутренней системы оценки качества образования
5.1. Критерии и показатели, используемые в мониторинге, определены в соответствии с
Положением о муниципальной системе оценки качества образования городского округа г.
Стерлитамак. Показатели позволяют определить содержание (проявление) критерия на основе
аналитических и иных данных.
5.2. Критерии, показатели, периодичность, методы сбора и обработки информации, формы
отчета о результатах представлены в программе и циклограмме ВСОКО.
6.
Результаты внутренней системы оценки качества образования
6.1. Результаты внутренней системы оценки качества образования оформляются в
аналитический отчѐт и используются для планирования, корректировки деятельности и
прогнозирования развития Учреждения.
6.2. Результаты внутренней системы оценки качества образования отражаются в
материалах самообследования деятельности Учреждения.
6.3. Результаты внутренней оценки качества образования применяются педагогами
дошкольного образования и другими сотрудниками Учреждения в целях профессионального
самосовершенствования.
6.4. Результаты внутренней оценки качества образования применяются Учреждением в
целях:
совершенствования управления деятельностью Учреждения;
6
совершенствования качества образовательной деятельности в Учреждении (актуализация и
совершенствование образовательных программ Учреждения);
разработки и актуализации программ повышения качества образования в Учреждении;
разработки, систематизации, совершенствования системы внутреннего мониторинга качества
образования в Учреждении и обеспечение их эффективной деятельности.
7.
Делопроизводство
7.1. Результаты ВСОКО оформляются на бумажных носителях, хранятся в течение трех
лет.
7.2. Настоящее положение действует до принятия нового положения.
7.3. Порядок ввода в действие Положения.
7.3.1. Положение принимается Управляющим советом, согласовывается с Общим собранием
работников, Советом родителей (законных представителей) воспитанников, утверждается и
вводится в действие приказом руководителя Учреждения.
1.1.1. Ознакомление с Положением производится в течение срока, указанного в приказе об
утверждении данного нормативного акта с подписью в листе ознакомления.
7.4. Все работники Учреждения и родители (законные представители) должны быть
ознакомлены с настоящим Положением под роспись
7
Приложение 1
К Положению о внутренней системе оценки
качества образования МБДОУ – детский сад
№ 426
Критерии
Показатели
Периодичность
Методы сбора и обработки информации
Инструмент анализа
показателей
Форма отчѐта о результатах
Установление соответствия требованиям качества реализуемых образовательных программ дошкольного образования
Повышение
качества
образовательных
программ ДО
Соответствие ООП ДО
требованиям ФГОС ДО к
структуре и содержанию
образовательных программ
ДО;
Соответствие АООП ДО
требованиям ФГОС ДО к
структуре и содержанию
образовательных программ
ДО;
Соответствие Рабочей
программы воспитания
требованиям ФГОС ДО к
структуре и содержанию
образовательных программ
дошкольного образования.
Показатели для групп:
Ежегодно
Апрель
Анализ ООП ДО
Анализ АООП ДО
Анализ Рабочей программы
воспитания ДОУ
Чек-лист МСОКО
Сводные результаты
мониторинга по
качеству
образовательных
программ
дошкольного
образования ;
Аналитическая
справка по итогам
проведения
мониторинга
«Оценка уровня
овладения детьми
необходимыми
навыками и
умениями по
освоению основной
образовательной
программе
дошкольного
образования за
учебный год» ;
8
Принципы образовательной
деятельности.
Понимание ребенка.
Наблюдение и
документирование
процессов развития.
Понимание качества
образовательной
деятельности.
Отношения и
взаимодействие взрослых с
детьми, и детей друг с
другом, содействие и
сотрудничество детей.
Поддержка инициативы
детей.
Игра.
Проектно-тематическая
деятельность.
Исследовательская
деятельность и
экспериментирование.
Строительство и
конструирование.
Самообслуживание и
элементарный бытовой труд.
Использование
информационных
технологий.
Структурирование
образовательного процесса.
Индивидуализация
Ежегодно
Сентябрь
Май
Анализ документации педагогов
Учреждения ;
Оперативный контроль по
организации
образовательной деятельности ,
совместной и самостоятельной
деятельности с детьми;
Самооценка педагогов ДОУ.
Индикаторы МКДО
«Образовательные
ориентиры»
(показатель 1.2.)
Анализ
самообследования
ДОУ по шкалам
МКДО
Образовательные
ориентиры»
(показатель 1.2.);
Аналитическая
справка по итогам
проведения
унифицированной
карты по диагностике
уровня проявления
инициативы в
общении, игровой,
познавательноисследовательской,
продуктивной
практиках, а также
двигательной
активности у детей.
9
образовательного процесса.
Содержание
Сентябрь
образовательной
Май
программы ДО
обеспечивает развитие
личности в соответствии с
возрастными и
индивидуальными
особенностями детей по
следующим компонентам:
социальнокоммуникативн
ое развитие,
познавательное развитие,
речевое развитие,
художественноэстетическ
ое развитие, физическое
развитие
Разработаны и реализуются
программы
дополнительного
образования
Ежегодно
Документальный анализ ;
Самоанализ продуктов
управленческой и педагогической
деятельности педагогов ДОУ /
экспертная оценка деятельности
рабочей группы ДОУ;
Наблюдение за организации
образовательной деятельности ,
совместной и самостоятельной
деятельности с детьми;
Педагогический мониторинг;
Психолого-педагогическая
диагностика.
Чек-лист МСОКО
Документальный анализ ;
Чек-лист МСОКО
Сводные результаты
мониторинга по
качеству
образовательных
программ
дошкольного
образования ;
Аналитическая
справка по итогам
проведения
мониторинга
«Оценка уровня
овладения детьми
необходимыми
навыками и
умениями по
освоению основной
образовательной
программе
дошкольного
образования за
учебный год» ;
Аналитические
отчеты педагогов
ДОУ;
10
Повышение
качества
образовательных
условий
Финансовые условия;
Материально-техническое
обеспечение,
Информационное
обеспечение,
Кадровое обеспечение
Ежегодно
Таблицы Excel с автоматической
обработкой данных, фильтрацией
по типам запросов/ Goodie-формы
для опросов
Самоанализ продуктов
управленческой и педагогической
деятельности/ экспертная оценка
деятельности ДОО/
Чек-лист МСОКО
Качество психологопедагогических условий;
Соответствие требованиям
ФГОС ДО развивающей
предметнопространственной среды
Ежегодно
Документальный анализ ;
Самоанализ продуктов
управленческой и педагогической
деятельности педагогов ДОУ /
экспертная оценка деятельности
рабочей группы ДОУ;
Наблюдение за организации
образовательной деятельности ,
совместной и самостоятельной
деятельности с детьми;
Педагогический мониторинг;
Психолого-педагогическая
диагностика.
Чек-лист МСОКО
Сводные результаты
мониторинга по
качеству
образовательных
условий в
дошкольных
образовательных
организациях
(кадровые условия,
развивающая
предметно пространственная
среда, психологопедагогические
условия) ;
Аналитическая
справка по
результатам
проведенного
мониторинга
профессиональной
компетентности
педагогических
работников
дошкольных
учреждений города
за учебный год ;
Справка по итогам
мониторинга
эффективности
функционирования
внутренней системы
11
оценки качества
образования;
Аналитические
справки по итогам
проведения
мероприятий
годового плана , по
итогам контроля в
учреждении
Повышение
качества
взаимодействия с
семьей (участие
семьи в
образовательной
деятельности,
удовлетворенност
ь семьи
образовательным
и услугами,
индивидуальная
поддержка
развития детей в
семье)
Повышение
Работа консультационного
пункта, обеспечивающего
получение родителями
детей дошкольного
возраста методической ,
психолого -педагогической
и консультативной помощи
Ежегодно
Уровень
удовлетворенности
родителей
образовательными
услугами в сфере
дошкольного образования
Ежегодно
Анкетирование родителей/законных Чек-лист МСОКО
представителей воспитанников
ДОО / тесты/
Самоанализ продуктов
управленческой и педагогической
деятельности (управленческих
документов
Goodie-формы для опросов
Чек-лист МСОКО
Вовлечение семьи в
образовательную
деятельность
Ежегодно
Чек-лист МСОКО
Безопасность внутреннего
Ежемесячно
Анализ ЛНА, наблюдение, контроль
Сводные результаты
мониторинга по
взаимодействию с
семьей (участие
семьи в
образовательной
деятельности,
удовлетворенность
семьи
образовательными
услугами,
индивидуальная
поддержка развития
детей в семье)
Информация по
итогам проведения
анкетирования
родителей
воспитанников
дошкольных
образовательных
учреждений
Аналитические
12
качества по
обеспечению
здоровья,
безопасности и
качества услуг по
присмотру и
уходу
По качеству
функционирован
ия системы
управления в
дошкольной
организации
помещения,
Безопасность территории,
Регулярные действия по
обеспечению безопасности,
Организация медицинского
сопровождения,
Хозяйственно бытовой
Обслуживание
Заболеваемость
Качество присмотра и ухода
Показатели организации:
Документирование
образовательной
деятельности,
Управление
организационными
процессами,
Управление качеством
дошкольного образования,
Управление персоналом,
Программа развития
Показатели для групп:
Планирование и организация
работы в группе.
Мониторинг, измерения,
анализ в группе.
Совершенствование
образовательной
деятельности в группе
Ежегодно
Анализ безопасности в групповых
помещений и территории на свежем
воздухе
Контроль, наблюдение, анализ
документов (тетрадь здоровья,
календарный планы воспитателей,
табель посещаемости)
Чек-лист МСОКО
справки
Сводная таблица по
заболеваемости
воспитанников
Анализ (программа развития, устав,
протоколы оперативных совещаний,
стендовая информация, листы
ознакомления с локальными актами,
АООП ДО, ООП ДО и др.)
Самообследование
Индикаторы МКДО
«Управление и
развитие»
Анализ
самообследования
ДОУ по шкалам
МКДО «Управление
и развитие»
Анализ документов (рабочие
программы педагогов, календарные
планы) Самооценка педагогов
Индикаторы МКДО
«Управление и
развитие»
13