Управление образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский
сад № 426
(МБДОУ – детский сад № 426)
620010, г. Екатеринбург, ул. Бородина, 7а, тел.: 258-53-70,
__________________________________________________________________________________
ПРИНЯТО
на заседании
Педагогического совета
МБДОУ – детского сада № 426
протокол от 07.02.2016 г. № 2
УТВЕРЖДЕНО
Заведующий
МБДОУ - детского сада № 426
________________ Ю.В. Батуева
Приказ от 10.02.2016г. № 49 -о
ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения – детский сад № 426
(МБДОУ – детский сад № 426)
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе управления охраной труда (далее - Положение) в
МБДОУ - детском саду № 426 (далее – МБДОУ) разработано в соответствии со статьей 209
Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 27, ст. 3880; N
30, ст. 4590; 2013, N 52, ст. 6986) и подпунктом 5.2.16 (6) пункта 5.2 Положения о
Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N610 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528; 2014, N 32, ст. 4499),
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа
2016 г. N 438н г. Москва «Об утверждении Типового положения о системе управления
охраной труда».
1.2. Положение разработано в целях обеспечения стабильного и качественного
функционирования системы управления охраной труда (далее - СУОТ).
1.3. Создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляется работодателем
посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом
специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики,
принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и
национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации
труда по СУОТ и безопасности производства.
1.4. СУОТ должна быть совместимой с другими системами управления, действующими в
МБДОУ.
1.5. СУОТ представляет собой единство:
а) организационных структур управления работодателя с фиксированными обязанностями
его должностных лиц;
б) процедур и порядков функционирования СУОТ, включая планирование и реализацию
мероприятий по улучшению условий труда и организации работ по охране труда;
в) устанавливающей (локальные нормативные акты работодателя) и фиксирующей
(журналы, акты, записи) документации.
1.6. Действие СУОТ распространяется на всей территории, во всех зданиях работодателя.
1.7. Требования СУОТ обязательны для всех работников, работающих у работодателя, и
являются обязательными для всех лиц, находящихся на территории, в зданиях работодателя.
1.8. Основой организации и функционирования СУОТ является положение о СУОТ,
разрабатываемое работодателем самостоятельно. Положение о СУОТ утверждается
приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими
представительных органов (при наличии).
1.9. В положение о СУОТ с учетом специфики деятельности МБДОУ включаются
следующие разделы (подразделы):
а) политика МБДОУ в области охраны труда;
б) цели МБДОУ в области охраны труда;
в) обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны
труда между должностными лицами работодателя);
г) процедуры, направленные на достижение целей МБДОУ в области охраны труда (далее процедуры), включая:
процедуру подготовки работников по охране труда;
процедуру организации и проведения оценки условий труда;
процедуру управления профессиональными рисками;
процедуру организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья
работников;
процедуру информирования работников об условиях труда на их рабочих местах,
уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях,
полагающихся компенсациях;
2
процедуру обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников;
процедуру обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной
защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;
процедуру обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми
продуктами, лечебно-профилактическим питанием;
процедуры обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и снабжения
безопасной продукцией;
д) планирование мероприятий по реализации процедур;
е) контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации
процедур; ж) планирование улучшений функционирования СУОТ;
з) реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные
заболевания; и) управление документами СУОТ.
II. Политика МБДОУ в области охраны труда
2.1.Политика МБДОУ в области охраны труда (далее - Политика по охране труда) является
публичной документированной декларацией работодателя о намерении и гарантированном
выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований
охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.
2.2. Политика по охране труда обеспечивает:
а) приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;
б) соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;
в) выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению
происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного
травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления
профессиональными рисками;
г) учет индивидуальных особенностей работников, в том числе посредством проектирования
рабочих мест, выбора оборудования, инструментов, сырья и материалов, средств
индивидуальной и коллективной защиты, построения производственных и технологических
процессов;
д) непрерывное совершенствование и повышение эффективности СУОТ;
е) обязательное привлечение работников, уполномоченных ими представительных органов к
участию в управлении охраной труда и обеспечении условий труда, соответствующих
требованиям охраны труда, посредством необходимого ресурсного обеспечения и
поощрения такого участия;
ж) личную заинтересованность в обеспечении, насколько это возможно, безопасных условий
труда;
з) выполнение иных обязанностей в области охраны труда исходя из специфики своей
деятельности.
2.3. В Политике по охране труда отражаются:
а) положения о соответствии условий труда на рабочих местах работодателя требованиям
охраны труда;
б) обязательства работодателя по предотвращению травматизма и ухудшения здоровья
работников;
в) положения об учете специфики деятельности работодателя и вида (видов) осуществляемой
им экономической деятельности, обусловливающих уровень профессиональных рисков
работников;
г) порядок совершенствования функционирования СУОТ.
2.4. При определении Политики по охране труда работодатель обеспечивает совместно с
работниками и (или) уполномоченными ими представительными органами предварительный
анализ состояния охраны труда у работодателя и обсуждение Политики по охране труда.
2.5. Политика по охране труда должна быть доступна всем работникам, работающим у
работодателя, а также иным лицам, находящимся на территории, в зданиях и сооружениях
работодателя.
3
III. Цели МБДОУ в области охраны труда
3.1. Основные цели МБДОУ в области охраны труда (далее - цели) содержатся в Политике
по охране труда и достигаются путем реализации работодателем процедур,
предусмотренных разделом V настоящего Положения.
3.2. Количество целей определяется спецификой деятельности работодателя.
3.3. Цели формулируются с учетом необходимости оценки их достижения, в том числе, по
возможности, на основе измеримых показателей.
IV. Обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере
охраны труда между должностными лицами работодателя)
4.1. Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами
работодателя осуществляется работодателем с использованием уровней управления.
4.2. Организация работ по охране труда у работодателя, выполнение его обязанностей
возлагается непосредственно на самого работодателя в случае, если работодатель является
индивидуальным предпринимателем, руководителей структурных подразделений и иных
структурных единиц работодателя, службу охраны труда, штатных специалистов по охране
труда, организацию или специалиста, оказывающих услуги в области охраны труда,
привлекаемых работодателем по гражданско-правовому договору.
4.3. В качестве уровней управления могут рассматриваться:
а) уровень педагогических работников;
б) уровень младшего и учебно-вспомогательного персонала;
в) уровень административно-хозяйственной
службы; г) уровень работодателя в целом.
4.4. С учетом специфики деятельности работодателя, структуры управления и численности
работников для целей СУОТ могут устанавливаться и иные уровни управления.
4.5. Обязанности в сфере охраны труда должностных лиц работодателя устанавливаются в
зависимости от уровня управления. При этом на каждом уровне управления
устанавливаются обязанности в сфере охраны труда персонально для каждого руководителя
или принимающего участие в управлении работника.
4.6. На уровнях управления, устанавливаются обязанности в сфере охраны труда:
а) непосредственно работников;
б) административно-хозяйственной службы;
в) заместителя руководителя, ответственного за организацию работы по охране
труда; г) непосредственно самого работодателя и его заместителей.
4.7. На каждом уровне управления устанавливаются обязанности в сфере охраны труда.
4.8. Управление охраной труда должно осуществляться при непосредственном участии
работников и (или) уполномоченных ими представительных органов, в том числе в рамках
деятельности комитета (комиссии) по охране труда работодателя (при наличии).
4.9. Распределение обязанностей в сфере охраны труда закрепляется либо в разделе
"Обеспечение функционирования СУОТ" положения о СУОТ, либо в отдельных локальных
нормативных актах, планах мероприятий, а также в трудовых договорах и (или)
должностных инструкциях лиц, участвующих в управлении охраной труда.
4.10. В качестве обязанностей в сфере охраны труда могут устанавливаться следующие:
а) работодатель самостоятельно:
гарантирует права работников на охрану труда, включая обеспечение условий труда,
соответствующих требованиям охраны труда;
обеспечивает соблюдение режима труда и отдыха работников;
обеспечивает своевременное страхование работников от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний, профессиональных рисков;
организовывает ресурсное обеспечение мероприятий по охране труда;
организует безопасную эксплуатацию производственных зданий, сооружений,
оборудования, безопасность технологических процессов и используемых в
производстве сырья и материалов;
4
принимает меры по предотвращению аварий, сохранению жизни и здоровья
работников и иных лиц при возникновении таких ситуаций, в том числе меры по
оказанию пострадавшим первой помощи;
обеспечивает создание и функционирование СУОТ;
руководитразработкой организационно-распорядительных документов и распределяет
обязанности в сфере охраны труда между своими заместителями, руководителями
структурных подразделений и службой (специалистом) охраны труда;
определяет ответственность своих заместителей, руководителей структурных
подразделений и службы (специалиста) охраны труда за деятельность в области
охраны труда;
обеспечивает комплектование службы охраны труда квалифицированными
специалистами;
организует в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации проведение
за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на
работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров,
психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований
работников (при необходимости);
обеспечивает соблюдение установленного порядка обучения и профессиональной
подготовки работников, включая подготовку по охране труда, с учетом
необходимости поддержания необходимого уровня компетентности для выполнения
служебных обязанностей, относящихся к обеспечению охраны труда;
допускает к самостоятельной работе лиц, удовлетворяющих соответствующим
квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к
указанной работе;
обеспечивает приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной
одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и
обезвреживающих средств в соответствии с условиями труда и согласно типовым
нормам их выдачи;
обеспечивает приобретение и функционирование средств коллективной защиты;
организует проведение специальной оценки условий труда;
организует управление профессиональными рисками;
организует и проводит контроль за состоянием условий и охраны труда;
содействует работе комитета (комиссии) по охране труда, уполномоченных
работниками представительных органов;
осуществляет информирование работников об условиях труда на их рабочих местах,
уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях,
полагающихся компенсациях;
обеспечивает лечебно-профилактическим питанием, молоком соответствующий
контингент работников в соответствии с условиями труда и согласно установленным
нормам;
обеспечивает санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение
работников в соответствии с требованиями охраны труда;
принимает участие в расследовании причин аварий, несчастных случаев и
профессиональных заболеваний, принимает меры по устранению указанных причин,
по их предупреждению и профилактике;
своевременно информирует органы государственной власти о происшедших авариях,
несчастных случаях и профессиональных заболеваниях;
организует исполнение указаний и предписаний органов государственной власти,
выдаваемых ими по результатам контрольно-надзорной деятельности;
5
по представлению уполномоченных представителей органов государственной власти
отстраняет от работы лиц, допустивших неоднократные нарушения требований
охраны труда;
б) работодатель через своих заместителей:
обеспечивает наличие и функционирование необходимых приборов и систем
контроля за производственными процессами;
приостанавливает работы в случаях, установленных требованиями охраны труда;
обеспечивает доступность документов и информации, содержащих требования
охраны труда, действующие у работодателя, для ознакомления с ними работников и
иных лиц;
в) работник:
обеспечивает соблюдение требований охраны труда в рамках выполнения своих
трудовых функций, включая выполнение требований инструкций по охране труда,
правил внутреннего трудового распорядка, а также соблюдение производственной,
технологической и трудовой дисциплины, выполнение указаний руководителя работ;
проходит медицинские осмотры, психиатрические освидетельствования, химикотоксикологические исследования по направлению работодателя;
проходит подготовку по охране труда, а также по вопросам оказания первой помощи
пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве;
участвует в контроле за состоянием условий и охраны труда;
содержит в чистоте свое рабочее место;
перед началом рабочей смены (рабочего дня) проводит осмотр своего рабочего места;
следит за исправностью оборудования и инструментов на своем рабочем месте;
проверяет в отношении своего рабочего места наличие и исправность ограждений,
предохранительных приспособлений, блокировочных и сигнализирующих устройств,
средств индивидуальной и групповой защиты, состояние проходов, переходов,
площадок, лестничных устройств, перил, а также отсутствие их захламленности и
загроможденности;
о выявленных при осмотре своего рабочего места недостатках докладывает своему
непосредственному руководителю и действует по его указанию;
правильно использует средства индивидуальной и коллективной защиты и
приспособления, обеспечивающие безопасность труда;
извещает своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой
ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае или об
ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого
профессионального заболевания (отравления), или иных лиц;
при возникновении аварий действует в соответствии с ранее утвержденным
работодателем порядком действий в случае их возникновения и принимает
необходимые меры по ограничению развития возникшей аварии и ее ликвидации;
принимает меры по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
г) заместителя руководителя, ответственного за организацию работы по охране труда:
обеспечивает функционирование СУОТ;
осуществляет руководство организационной работой по охране труда у работодателя,
координирует работу структурных подразделений работодателя;
организует размещение в доступных местах наглядных пособий и современных
технических средств для проведения подготовки по охране труда;
осуществляет контроль за обеспечением работников в соответствии с Трудовым
кодексом Российской Федерации нормативной правовой и методической
документацией в области охраны труда;
контролирует соблюдение требований охраны труда у работодателя, трудового
законодательства в части охраны труда, режимов труда и отдыха работников,
6
указаний и предписаний органов государственной власти по результатам контрольнонадзорных мероприятий;
осуществляет контроль за состоянием условий и охраны труда;
организует разработку структурными подразделениями работодателя мероприятий по
улучшению условий и охраны труда, контролирует их выполнение;
осуществляет оперативную и консультативную связь с органами государственной
власти по вопросам охраны труда;
участвует в разработке и пересмотре локальных актов по охране труда;
участвует в организации и проведении подготовки по охране труда;
контролирует обеспечение, выдачу, хранение и использование средств
индивидуальной и коллективной защиты, их исправность и правильное применение;
рассматривает и вносит предложения по пересмотру норм выдачи специальной
одежды и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих
веществ, молока, лечебно-профилактического питания, продолжительности рабочего
времени, а также размера повышения оплаты труда и продолжительности
дополнительного отпуска по результатам специальной оценки условий труда;
участвует в организации и проведении специальной оценки условий труда;
участвует в управлении профессиональными рисками;
организует и проводит проверки состояния охраны труда в структурных
подразделениях работодателя;
организуетпроведение медицинских осмотров, психиатрических
освидетельствований, химико-токсикологических исследований работников;
дает указания (предписания) об устранении имеющихся недостатков и нарушений
требований охраны труда, контролирует их выполнение;
участвует в расследовании аварий, несчастных случаев и профессиональных
заболеваний, ведет учет и отчетность по ним, анализирует их причины, намечает и
осуществляет мероприятия по предупреждению повторения аналогичных случаев,
контролирует их выполнение;
обеспечивает условия труда, соответствующие требованиям охраны труда, в
структурном подразделении работодателя;
обеспечивает функционирование СУОТ;
несет ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на него
обязанностей в сфере охраны труда;
распределяет обязанности в сфере охраны труда между своими подчиненными, в том
числе делегирует им часть своих полномочий, определяет степень их
ответственности;
содействует работе комитета (комиссии) по охране труда, уполномоченных
работниками представительных органов;
обеспечивает своевременное проведение за счет средств работодателя обязательных
предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой
деятельности) медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований,
химико-токсикологических исследований работников структурного подразделения;
обеспечивает допуск к самостоятельной работе лиц, удовлетворяющих
соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских
противопоказаний к указанной работе;
организует проведение подготовки по охране труда;
организует выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств
индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств;
организуетобеспечение лечебно-профилактическим питанием, молоком
соответствующего контингента работников структурного подразделения;
7
обеспечивает санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение
работников структурного подразделения в соответствии с требованиями охраны
труда;
организуетв
структурном
подразделении
безопасность
эксплуатации
производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических
процессов и используемых в производстве сырья и материалов;
участвует в организации проведения специальной оценки условий труда;
участвует в организации управления профессиональными рисками;
участвует в организации и проведении контроля за состоянием условий и охраны
труда в структурном подразделении;
принимает меры по предотвращению аварий в структурном подразделении,
сохранению жизни и здоровья работников структурного подразделения и иных лиц
при возникновении таких ситуаций, в том числе меры по оказанию пострадавшим в
результате аварии первой помощи;
принимает участие в расследовании причин аварий, несчастных случаев,
происшедших в структурном подразделении, и профессиональных заболеваний
работников структурного подразделения, принимает меры по устранению указанных
причин, по их предупреждению и профилактике;
своевременно информирует работодателя об авариях, несчастных случаях,
происшедших в структурном подразделении, и профессиональных заболеваниях
работников структурного подразделения;
обеспечивает исполнение указаний и предписаний органов государственной власти,
выдаваемых ими по результатам контрольно-надзорной деятельности, указаний
(предписаний) службы (специалиста) охраны труда;
обеспечивает наличие и функционирование в структурном подразделении
необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами;
приостанавливает работы в структурном подразделении в случаях, установленных
требованиями охраны труда;
обеспечивает наличие в общедоступных местах структурного подразделения
документов и информации, содержащих требования охраны труда, для ознакомления
с ними работников структурного подразделения и иных лиц;
при авариях и несчастных случаях, происшедших в структурном подразделении,
принимает меры по вызову скорой медицинской помощи и организации доставки
пострадавших в медицинскую организацию;
V. Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны
труда
5.1. С целью организации процедуры подготовки работников по охране труда работодатель,
исходя из специфики своей деятельности, устанавливает (определяет):
а) требования к необходимой профессиональной компетентности по охране труда
работников, ее проверке, поддержанию и развитию;
б) перечень профессий (должностей) работников, проходящих стажировку по охране труда, с
указанием ее продолжительности по каждой профессии (должности);
в) перечень профессий (должностей) работников, проходящих подготовку по охране труда в
обучающих организациях, допущенных к оказанию услуг в области охраны труда;
г) перечень профессий (должностей) работников, проходящих подготовку по охране труда у
работодателя;
д) перечень профессий (должностей) работников, освобожденных от прохождения
первичного инструктажа на рабочем месте;
е) работников, ответственных за проведение инструктажа по охране труда на рабочем месте
в структурных подразделениях работодателя, за проведение стажировки по охране
труда; ж) вопросы, включаемые в программу инструктажа по охране труда;
8
з) состав комиссии работодателя по проверке знаний требований охраны труда;
и) регламент работы комиссии работодателя по проверке знаний требований охраны труда;
к) перечень вопросов по охране труда, по которым работники проходят проверку знаний в
комиссии работодателя;
л) порядок организации подготовки по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в
результате аварий и несчастных случаев на производстве;
м) порядок организации и проведения инструктажа по охране труда;
н) порядок организации и проведения стажировки на рабочем месте и подготовки по охране
труда.
5.2. В ходе организации процедуры подготовки работников по охране труда работодатель
учитывает необходимость подготовки работников исходя из характера и содержания
выполняемых ими работ, имеющейся у них квалификации и компетентности, необходимых
для безопасного выполнения своих должностных обязанностей.
5.3. С целью организации процедуры организации и проведения оценки условий труда
работодатель, исходя из специфики своей деятельности, устанавливает (определяет):
а) порядок создания и функционирования комиссии по проведению специальной оценки
условий труда, а также права, обязанности и ответственность ее членов;
б) особенности функционирования комиссии по проведению специальной оценки условий
труда при наличии у работодателя обособленных структурных подразделений;
в) организационный порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих
местах работодателя в части деятельности комиссии по проведению специальной оценки
условий труда;
г) порядок осуществления отбора и заключения договора об оказании услуг с организацией,
проводящей специальную оценку условий труда, учитывающий необходимость привлечения
к данной работе наиболее компетентной в отношении вида деятельности работодателя; д)
порядок урегулирования споров по вопросам специальной оценки условий труда; е)
порядок использования результатов специальной оценки условий труда.
5.4. С целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель
исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации
следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками:
а) выявление опасностей;
б) оценка уровней профессиональных рисков;
в) снижение уровней профессиональных рисков.
5.5. Идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и
составление их перечня осуществляются работодателем с привлечением службы
(специалиста) охраны труда, комитета (комиссии) по охране труда, работников или
уполномоченных ими представительных органов.
5.6. В качестве опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников,
работодатель исходя из специфики своей деятельности вправе рассматривать любые из
следующих:
а) механические опасности:
опасность падения из-за потери равновесия, в том числе при спотыкании или
подскальзывании, при передвижении по скользким поверхностям или мокрым полам;
опасность падения с высоты, в том числе из-за отсутствия ограждения, из-за обрыва
троса;
опасность удара;
опасность быть уколотым или проткнутым в результате воздействия движущихся
колющих частей механизмов, машин;
опасность натыкания на неподвижную колющую поверхность (острие);
опасность затягивания в подвижные части машин и механизмов;
опасность наматывания волос, частей одежды, средств индивидуальной защиты;
9
опасность воздействия жидкости под давлением при выбросе (прорыве);
опасность воздействия механического упругого элемента;
опасность падения груза;
опасность пореза частей тела, в том числе кромкой листа бумаги, канцелярским
ножом, ножницами, острыми кромками металлической стружки (при механической
обработке металлических заготовок и деталей);
опасность от воздействия режущих инструментов (дисковые ножи, дисковые пилы);
опасность разрыва;
опасность травмирования, в том числе в результате выброса подвижной обрабатываемой
детали, падающими или выбрасываемыми предметами, движущимися частями
оборудования, снегом и (или) льдом, упавшими с крыш зданий
и сооружений;
б) электрические опасности:
опасность поражения током вследствие прямого контакта с токоведущими частями
из-за касания незащищенными частями тела деталей, находящихся под напряжением;
опасность поражения током вследствие контакта с токоведущими частями, которые
находятся под напряжением из-за неисправного состояния (косвенный контакт);
опасность поражения электростатическим зарядом;
опасность поражения током от наведенного напряжения на рабочем месте;
в) термические опасности:
опасность ожога при контакте незащищенных частей тела с поверхностью предметов,
имеющих высокую температуру;
опасность теплового удара при длительном нахождении на открытом воздухе при
прямом воздействии лучей солнца на незащищенную поверхность головы;
г) опасности, связанные с воздействием микроклимата и климатические опасности:
опасность воздействия пониженных температур воздуха;
опасность воздействия повышенных температур
воздуха; д) барометрические опасности:
опасность от повышенного барометрического давления;
опасность от пониженного барометрического давления;
опасность от резкого изменения барометрического давления; е)
опасности,
связанные с воздействием химического фактора:
опасность от вдыхания паров вредных жидкостей;
опасность воздействия на кожные покровы чистящих и обезжиривающих веществ;
ж) опасности, связанные с воздействием аэрозолей преимущественно фиброгенного
действия:
опасность воздействия пыли на глаза;
опасность повреждения органов дыхания частицами пыли;
опасность воздействия пыли на кожу;
опасность воздействия на органы дыхания воздушных смесей, содержащих чистящие
и обезжиривающие вещества;
з) опасности, связанные с воздействием биологического фактора:
опасности из-за укуса переносчиков инфекций;
и) опасности, связанные с воздействием тяжести и напряженности трудового процесса:
опасность, связанная с перемещением груза вручную;
опасность от подъема тяжестей, превышающих допустимый вес;
опасность психических нагрузок, стрессов;
опасность перенапряжения зрительного анализатора;
к) опасности, связанные с воздействием вибрации:
10
опасность от воздействия локальной вибрации при использовании ручных
механизмов;
опасность, связанная с воздействием общей вибрации;
л) опасности, связанные с воздействием световой среды:
опасность недостаточной освещенности в рабочей
зоне;
м) опасности, связанные с воздействием животных:
опасность укуса;
опасность заражения;
опасность воздействия выделений;
н) опасности, связанные с воздействием насекомых:
опасность укуса;
опасность попадания в организм;
опасность инвазий гельминтов;
о) опасности, связанные с воздействием растений:
опасность воздействия пыльцы, фитонцидов и других веществ, выделяемых
растениями;
опасность пореза растениями;
п) опасность расположения рабочего места:
опасность выполнения кровельных работ на крышах; р)
опасности,
связанные с организационными недостатками:
опасность, связанная с отсутствием на рабочем месте инструкций, содержащих
порядок безопасного выполнения работ, и информации об имеющихся опасностях,
связанных с выполнением рабочих операций;
опасность, связанная с отсутствием описанных мероприятий (содержания действий)
при возникновении неисправностей (опасных ситуаций) при обслуживании устройств,
оборудования, приборов или при использовании биологически опасных веществ;
опасность, связанная с отсутствием на рабочем месте перечня возможных аварий;
опасность, связанная с отсутствием на рабочем месте аптечки первой помощи,
инструкции по оказанию первой помощи пострадавшему на производстве и средств
связи;
опасность, связанная с отсутствием информации (схемы, знаков, разметки) о
направлении эвакуации в случае возникновения аварии;
опасность, связанная с допуском работников, не прошедших подготовку по охране
труда;
с) опасности пожара:
опасность от вдыхания дыма, паров вредных газов и пыли при пожаре;
опасность воспламенения;
опасность воздействия открытого пламени;
опасность воздействия повышенной температуры окружающей среды;
опасность воздействия пониженной концентрации кислорода в воздухе;
опасность воздействия огнетушащих веществ;
т) опасности транспорта:
опасность наезда на человека;
опасность травмирования в результате дорожно-транспортного
происшествия; у) опасность, связанная с дегустацией пищевых продуктов:
опасность, связанная с дегустацией отравленной пищи;
ф) опасности насилия:
опасность насилия от враждебно настроенных работников;
опасность насилия от третьих лиц;
х) опасности, связанные с применением средств индивидуальной защиты:
11
опасность, связанная с несоответствием средств индивидуальной защиты
анатомическим особенностям человека;
опасность, связанная со скованностью, вызванной применением средств
индивидуальной защиты;
опасность отравления.
5.7. При рассмотрении перечисленных в пункте 5.6. настоящего Положения опасностей
работодателем устанавливается порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех
выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения
уровня создаваемого ими профессионального риска и с учетом не только штатных условий
своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными
авариями.
5.8. Методы оценки уровня профессиональных рисков определяются работодателем с учетом
характера своей деятельности и сложности выполняемых операций.
Допускается использование разных методов оценки уровня профессиональных рисков для
разных процессов и операций.
5.9. При описании процедуры управления профессиональными рисками работодателем
учитывается следующее:
а) управление профессиональными рисками осуществляется с учетом текущей, прошлой и
будущей деятельности работодателя;
б) тяжесть возможного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей,
подвергающихся опасности;
в) все оцененные профессиональные риски подлежат управлению;
г) процедуры выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков должны
постоянно совершенствоваться и поддерживаться в рабочем состоянии с целью обеспечения
эффективной реализации мер по их снижению;
д) эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками должна
постоянно оцениваться.
5.10 К мерам по исключению или снижению уровней профессиональных рисков относятся:
а) исключение опасной работы (процедуры);
б) замена опасной работы (процедуры) менее опасной;
в) реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия
опасностей на работников;
г) реализация административных методов ограничения времени воздействия опасностей на
работников;
д) использование средств индивидуальной защиты.
5.11. С целью организации процедуры организации и проведения наблюдения за состоянием
здоровья работников работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает
(определяет):
а) порядок осуществления как обязательных (в силу положений нормативных правовых
актов), так и на добровольной основе (в том числе по предложениям работников,
уполномоченных ими представительных органов, комитета (комиссии) по охране труда)
медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических
исследований работников;
б) перечень профессий (должностей) работников, которые подлежат медицинским осмотрам,
психиатрическим освидетельствованиям.
5.12. С целью организации процедуры информирования работников об условиях труда на их
рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им
гарантиях, полагающихся компенсациях работодатель, исходя из специфики своей
деятельности устанавливает (определяет) формы такого информирования и порядок их
осуществления.
5.13. Указанное в пункте 5.12. настоящего Типового положения информирование может
осуществляться в форме:
12
а) включения соответствующих положений в трудовой договор работника;
б) ознакомления работника с результатами специальной оценки условий труда на его
рабочем месте;
в) размещения сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда
на рабочих местах;
г) проведения совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч
заинтересованных сторон, переговоров;
д) изготовления и распространения информационных бюллетеней, плакатов, иной печатной
продукции, видео- и аудиоматериалов;
е) использования информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет";
ж) размещения соответствующей информации в общедоступных местах.
5.14. С целью организации процедуры обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха
работников работодатель исходя из специфики своей деятельности определяет мероприятия
по предотвращению возможности травмирования работников, их заболеваемости из-за
переутомления и воздействия психофизиологических факторов.
5.15. К мероприятиям по обеспечению оптимальных режимов труда и отдыха работников
относятся:
а) обеспечение рационального использования рабочего времени;
б) организация сменного режима работы, включая работу в ночное время;
в) обеспечение внутрисменных перерывов для отдыха работников, включая перерывы для
создания благоприятных микроклиматических условий;
г) поддержание высокого уровня работоспособности и профилактика утомляемости
работников.
5.16. С целью организации процедуры обеспечения работников средствами индивидуальной
защиты, смывающими и обезвреживающими средствами работодатель, исходя из специфики
своей деятельности устанавливает (определяет):
а) порядок выявления потребности в обеспечении работников средствами индивидуальной
защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;
б) порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и
обезвреживающими средствами, включая организацию учета, хранения, дезактивации,
химической чистки, стирки и ремонта средств индивидуальной защиты;
в) перечень профессий (должностей) работников и положенных им средств индивидуальной
защиты, смывающих и обезвреживающих средств.
5.17. В целях выявления потребности в обеспечении работников средствами индивидуальной
защиты, смывающими и обезвреживающими средствами работодателем определяются
наименование, реквизиты и содержание типовых норм выдачи работникам средств
индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, применение которых
обязательно.
5.18 Выдача работникам средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих
средств сверх установленных норм их выдачи или в случаях, не определенных типовыми
нормами их выдачи, осуществляется в зависимости от результатов проведения процедур
оценки условий труда и уровней профессиональных рисков.
VI. Планирование мероприятий по реализации процедур
6.1. С целью планирования мероприятий по реализации процедур работодатель, исходя из
специфики своей деятельности, устанавливает порядок подготовки, пересмотра и
актуализации плана мероприятий по реализации процедур (далее - План).
6.2. В Плане отражаются:
а) результаты проведенного комитетом (комиссией) по охране труда (при наличии) или
работодателем анализа состояния условий и охраны труда у работодателя; б) общий
перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур;
в) ожидаемый результат по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;
13
г) сроки реализации по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;
д) ответственные лица за реализацию мероприятий, проводимых при реализации процедур,
на каждом уровне управления;
е) источник финансирования мероприятий, проводимых при реализации процедур.
VII. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур.
7.1. С целью организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации
процедур работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет)
порядок реализации мероприятий, обеспечивающих:
а) оценку соответствия состояния условий и охраны труда требованиям охраны труда,
соглашениям по охране труда, подлежащим выполнению;
б) получение информации для определения результативности и эффективности процедур;
в) получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию
СУОТ.
7.2. Работодатель, исходя из специфики своей деятельности, определяет основные виды
контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур, к которым можно
отнести:
а) контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов, сырья,
материалов, выполнения работ работником в рамках осуществляемых технологических
процессов, выявления профессиональных рисков, а также реализации иных мероприятий по
охране труда, осуществляемых постоянно, мониторинг показателей реализации процедур;
б) контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: оценка
условий труда работников, подготовка по охране труда, проведение медицинских осмотров,
психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований;
в) учет и анализ аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также
изменений требований охраны труда, соглашений по охране труда, подлежащих
выполнению, изменений или внедрения новых технологических процессов, оборудования,
инструментов, сырья и материалов;
г) контроль эффективности функционирования СУОТ в целом.
7.3. Для повышения эффективности контроля функционирования СУОТ и мониторинга
показателей реализации процедур на каждом уровне управления работодатель вводит
ступенчатые формы контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей
реализации процедур, а также предусматривает возможность осуществления общественного
контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур.
7.4. Результаты контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур
оформляются работодателем в форме акта.
7.5. В случаях, когда в ходе проведения контроля функционирования СУОТ и мониторинга
реализации процедур выявляется необходимость предотвращения причин невыполнения
каких-либо требований, и, как следствие, возможного повторения аварий, несчастных
случаев,
профессиональных
заболеваний,
незамедлительно
осуществляются
корректирующие действия.
VIII. Планирование улучшений функционирования СУОТ
8.1. С целью организации планирования улучшения функционирования СУОТ работодатель
устанавливает зависимость улучшения функционирования СУОТ от результатов контроля
функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур, а также обязательность
учета результатов расследований аварий, несчастных случаев, профессиональных
заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной
власти, предложений работников и (или) уполномоченных ими представительных органов.
8.2. При планировании улучшения функционирования СУОТ работодатель проводит анализ
эффективности функционирования СУОТ, предусматривающий оценку следующих
показателей:
а) степень достижения целей работодателя в области охраны труда;
14
б) способность СУОТ обеспечивать выполнение обязанностей работодателя, отраженных в
Политике по охране труда;
в) эффективность действий, намеченных работодателем на всех уровнях управления по
результатам предыдущего анализа эффективности функционирования СУОТ;
г) необходимость изменения СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда,
перераспределение обязанностей должностных лиц работодателя в области охраны труда,
перераспределение ресурсов работодателя;
д) необходимость обеспечения своевременной подготовки тех работников, которых затронут
решения об изменении СУОТ;
е) необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ
IX. Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания.
9.1. С целью обеспечения и поддержания безопасных условий труда, недопущения случаев
производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работодатель, исходя
из специфики своей деятельности, устанавливает порядок выявления потенциально
возможных аварий, порядок действий в случае их возникновения.
9.2. При установлении порядка действий при возникновении аварии работодателем
учитываются существующие и разрабатываемые планы реагирования на аварии и
ликвидации их последствий, а также необходимость гарантировать в случае аварии:
а) защиту людей, находящихся в рабочей зоне, при возникновении аварии посредством
использования внутренней системы связи и координации действий по ликвидации
последствий аварии;
б) возможность работников остановить работу и/или незамедлительно покинуть рабочее
место и направиться в безопасное место;
в) невозобновление работы в условиях аварии;
г) предоставление информации об аварии соответствующим компетентным органам,
службам и подразделениям по ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, надежной
связи работодателя с ними;
д) оказание первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на
производстве и при необходимости вызов скорой медицинской помощи (или оказание
первой помощи при наличии у работодателя здравпункта), выполнение противопожарных
мероприятий и эвакуации всех людей, находящихся в рабочей зоне;
е) подготовку работников для реализации мер по предупреждению аварий, обеспечению
готовности к ним и к ликвидации их последствий, включая проведение регулярных
тренировок в условиях, приближенных к реальным авариям.
9.3. Порядок проведения планового анализа действий работников в ходе указанных в
подпункте "е" пункта 9.1. настоящего Положения должен предусматривать возможность
коррекции данных действий, а также внепланового анализа процедуры реагирования на
аварии в рамках реагирующего контроля.
9.4. С целью своевременного определения и понимания причин возникновения аварий,
несчастных случаев и профессиональных заболеваниях работодатель исходя из специфики,
своей деятельности, устанавливает порядок расследования аварий, несчастных случаев и
профессиональных заболеваний, а также оформления отчетных документов.
9.5. Результаты реагирования на аварии, несчастные случаи и профессиональные
заболевания оформляются работодателем в форме акта с указанием корректирующих
мероприятий по устранению причин, повлекших их возникновение.
X. Управление документами СУОТ
10.1. С целью организации управления документами СУОТ работодатель, исходя из
специфики своей деятельности, устанавливает (определяет) формы и рекомендации по
оформлению локальных нормативных актов и иных документов, содержащих структуру
системы, обязанности и ответственность в сфере охраны труда для каждого структурного
подразделения работодателя и конкретного исполнителя, процессы обеспечения охраны
15
труда и контроля, необходимые связи между структурными подразделениями работодателя,
обеспечивающие функционирование СУОТ.
10.2. Лица, ответственные за разработку и утверждение документов СУОТ, определяются
работодателем на всех уровнях управления. Работодателем также устанавливается порядок
разработки, согласования, утверждения и пересмотра документов СУОТ, сроки их хранения.
10.3. В качестве особого вида документов СУОТ, которые не подлежат пересмотру,
актуализации, обновлению и изменению, определяется контрольно-учетные документы
СУОТ (записи), включая:
а) акты и иные записи данных, вытекающие из осуществления СУОТ;
б) журналы учета и акты записей данных об авариях, несчастных случаях,
профессиональных заболеваниях;
в) записи данных о воздействиях вредных (опасных) факторов производственной среды и
трудового процесса на работников и наблюдении за условиями труда и за состоянием
здоровья работников;
г) результаты контроля функционирования СУОТ.
Согласно статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30, ст.
3616; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590; 2013, N 52, ст. 6986) под требованиями охраны
труда понимаются государственные нормативные требования охраны труда, в том числе
стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами
и инструкциями по охране труда.
В соответствии со статьей 211 Трудового кодекса Российской Федерации
государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в
федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах
и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются
правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья
работников в процессе трудовой деятельности.
Обязанности работодателя и его должностных лиц сформулированы в настоящем
Типовом положении на основании требований статей 15, 76, 212, 213, 217, 218, 221 - 223, 225
- 229.2, 370 Трудового кодекса Российской Федерации, а работника - в соответствии с
требованиями статей 21 и 214 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями статей 15, 76, 212, 213, 217, 218, 221 - 223, 225 - 229.2,
370 Трудового кодекса Российской Федерации.
Утвержден постановлением Министерства труда и социального развития Российской
Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 1/29
"Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны
труда работников организаций" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 12 февраля 2003 г., регистрационный N 4209).
Утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 16 февраля 2009 г. N 45н "Об утверждении норм и условий
бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока
или других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной
выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых
продуктов, и перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в
профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных
пищевых продуктов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20
апреля 2009 г., регистрационный N 13795) с изменениями, внесенными приказом
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 апреля
2010 г. N 245н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 мая
2010 г., регистрационный N 17201) и приказом Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. N 103н (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 15 мая 2014 г., регистрационный N 32284); приказом
16
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16
февраля 2009 г. N 46н "Об утверждении перечня производств, профессий и должностей,
работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в
связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания,
норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и правил бесплатной выдачи лечебнопрофилактического питания" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 20 апреля 2009 г., регистрационный N 13796).
В соответствии с требованиями статей 212 и 370 Трудового кодекса Российской
Федерации.
В соответствии с требованиями статей 21 и 214 Трудового кодекса Российской
Федерации.
В соответствии с требованиями статей 212 и 217 Трудового кодекса Российской
Федерации.
В соответствии с требованиями статей 212, 213, 218, 221 - 223, 225, 227 - 229.2
Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями статей 212, 218, 221 - 223, 225, 227 - 229.2 Трудового
кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями статей 212, 218, 221 - 223, 225, 227 - 229.2 Трудового
кодекса Российской Федерации.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных
производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные
предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка
проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров
(обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или)
опасными условиями труда" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111) с изменениями, внесенными
приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 296н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2013 г.
регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848).
Согласно статье 221 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с
вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых
температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются
прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная
одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие
и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами.
17